Цель потребителя — извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг

С какими ограничениями на пути достижения цели сталкиваются потребители?

1. Семейный (потребительский бюджет).

Баланс денежных доходов и расходов семьи. Что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то, что своя ещё не износилась. Чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот.

2. Цены на товары и услуги.

Цены на товары и услуги в условиях рыночной экономики меняются, и в большинстве случаев в сторону повышения, на что могут влиять многие факторы, например, инфляция.

3. Ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики ассортимент товаров может меняться: расширяться или, наоборот, выводиться из продажи.

Перед потребителем стоит проблема потребительского выбора.

Факторы, влияющие на потребительский выбор:

1. ограниченность ресурсов.

2. Мода и динамика социального спроса.

3. Полезность благ — удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от их потребления.

4. Период потребления.

5. Состав и возраст членов семьи.

6. Культурный уровень семьи.

Принципы поведения потребителя на рынке:

· выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

· потребитель выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма;

· при выборе благ возможности потребителя ограничены стоимостью благ и его доходом;

· потребитель стремится выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую общую величину полезности.

Основные источники дохода потребителя:

· заработная плата;

· социальные выплаты от государства (определённым категориям граждан);

· доход от предпринимательства;

· доход от собственности (например, плата, полученная за аренду квартиры).

Уровень жизни зависит на прямую от экономического роста.   

Экономический рост, измеряемый с помощью ВВП или ВНП, не всегда точно отражает уровень жизни населения по трем причинам. Во-первых, ВВП является показателем экономической деятельности, он включает все расходы, связанные с выполнением государством своих функций. Поэтому больше подходит показатель личного потребления товаров и услуг. Во-вторых, величина свободного времени, которым распологает большинство людей, за последние годы возросла, и это сделало их богаче. Однако, это не учитывается обычными показателями доходов. В-третьих, меры по охране окружающей среды требуют затрат, которые не отражаются в расчетах ВВП.

31.Основные доходы и расходы семьи.

Доходы семьи — это общая сумма денег, полученная всеми членами семьи за месяц.

Виды доходов:

1. заработную плату получают рабочие, врачи, учителя, библиотекари, полицейские и т. д.

2. Гонорар, или авторское вознаграждение, получают писатели, поэты, композиторы, художники за выполненную работу. Гонорар выплачивается не каждый месяц, ведь написать песню или хорошую книгу не так уж и просто.

3. Прибыль — это доход предпринимателя от работы его фирмы.

4. Пенсию получают пожилые люди или нетрудоспособные инвалиды.

5. Стипендия выплачивается студентам, если они хорошо учатся.

6. В особых случаях выплачиваются также государственные пособия: по уходу за ребёнком, по временной нетрудоспособности, по безработице.

7. Проценты по банковским вкладам получают те семьи, которые хранят свои сбережения в банке.

8. Рента — доход от сдачи недвижимости (например, квартиры) в аренду.

Иногда семья может получить и незапланированные доходы, например, выигрыш в лотерею или наследство.

При составлении семейного бюджета очень важно, чтобы текущие расходы никогда не превышали доходы. Только в этом случае можно избежать долгов.

Обязательные расходы:

· покупка продуктов питания;

· коммунальные платежи;

· оплата транспорта и связи;

· покупка лекарств;

· покупка обуви, одежды и предметов быта;

· оплата секций и кружков.

           Есть и другие расходы, которые надо планировать в семейном бюджете. Например, деньги нужны на развлечения и отдых: посещение театров, музеев, экскурсии и туристические поездки. Семья может планировать покупку новой мебели или автомобиля, ремонт в квартире и т. д.

· Могут возникнуть и непредвиденные расходы. Иногда нужны деньги на ремонт сломавшейся бытовой техники или на лекарства, если кто-то из членов семьи заболел.

           Очень важно уметь планировать свой бюджет. Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно.

 

32.Современная рыночная экономика в России.

Экономика России относится к переходной экономике, ближе к развитой, чем к развивающейся.

Экономика России занимает 6-е место среди стран мира и 2-е среди стран Европы по объёму ВВП по ППС, который за 2018 год оценивается в 4,2 трлн долларов[1]. Номинальный ВВП России за 2018 год составил 1657 млрд долларов — по этому показателю Россия занимает 11-е место в мире[1]. По ВВП по ППС на душу населения Россия на 2018 год занимает 48-е место.

Население России составляет около 1,9 % от общемирового; вклад страны в мировую экономику достигает 3,12 %[1]. Россия относится к группе стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, является членом ВТО и ЕАЭС. Вклад государства и государственных компаний в ВВП России является дискуссионным вопросом; его оценки различаются на порядок: по оценке Федеральной антимонопольной службы, со ссылкой на анонимных экспертов, он составляет 70 %, по данным МВФ —

Характерные черты переходной экономики: инициатором рыночных преобразований и смены политического строя является государство; началом рыночных реформ является насыщение потребительского рынка; быстрый рост производства либо импорта потребительских товаров

Улучшение инвестиционного климата, модернизация промышленности, интеграция в мировое сообщество, уменьшение вмешательства государства в дела хозяйствующих субъектов – Цель новой экономической политики.

 

 Экономика постепенно восстанавливается, Укрепилось финансовое положение России, значительно уменьшился внешний долг, солидно выросли объемы золотовалютных резервов. На начало 2019 года Россия в рейтинге держав с самым большим золотым запасом находится на пятом месте — после США (261,3 млн тройских унций), Германии (108 млн), Италии (78,8 млн) и Франции (78,3 млн).

Создан современный налоговый режим, снижено налоговое бремя Продолжает совершенствоваться законодательная база экономики.

В сентябре 2003 г Россия вошла в первую самых привлекательных для иностранных инвестиций стран.

Россия – крупнейший экспортер топливно- энергетических ресурсов в мире. Кредитный рейтинг страны самый высокий за всю историю новой России. Впервые за полвека Россия- экспортер зерна Высокие темпы развития информационных технологий. С 2000 по 2008 г Россия живет с профицитом бюджета

Россия занимает 28-е место в мире по индексу лёгкости ведения бизнеса, обгоняя многие развитые страны (Испания, Италия).

В рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном в 2017 году аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия была помещена на 38-е место из 137 стран[453].

В рейтинге экономической свободы Fraser Institute за 2014 год Россия занимала 93-е место[454][455].

По индексу человеческого капитала, составленному в 2014 году аналитиками Всемирного экономического форума, Россия занимала 26-е место[456].

По индексу экономической свободы Heritage Foundation, у России в 2016 году было 153-е место из 179 стран[457].

В рейтинге Института Всемирного Банка[en] индекс экономики знаний[en], который показывает, как преуспели те или иные страны в использовании изобретений учёных и инженеров на практике, Россия в 2012 году занимала 55-е место из 146 стран[458][459].

По индексу развития информационно-коммуникационных технологий, составленному Международным союзом электросвязи, Россия в 2015 году находилась на 45-м месте из 155 стран[460][461].

По индексу человеческого развития Россия в 2015 году находилась на 49-м месте в списке из 188 стран[462]. Для сравнения, в 1995 году Россия находилась на 72-м месте[463], в 1988 году СССР находился на 26-м месте[464].

В 10-м рейтинге недееспособности государств от 2014 года Россия занимала 85-е место из 178 стран, попав в категорию «High Warning»[465]. За десять лет с издания первого рейтинга Россия показала значительное улучшение («Significant Improvement»)[466].

 

33. Социальная структура общества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, и социальных институтов

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Социальную структуру условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) социальные институты  общества.

1. Социальный состав общества — это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество. Каждая социальная общность занима­ет определенное место, определенную позицию в социальной струк­туре.

 

Социальная общность — это большая или малая группа людей, об­ладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа — это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом..

 

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид — гражданин своей страны — одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп — семьи, рабочей брига­ды, научного отдела, круга друзей и т. д.

2. Институциональная структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономиче­ские — в экономической (рис. 2).

3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает. Например, Президент России в соответствии с Конституцией РФ переизбирается каждые 6 лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот.

 

34.Социальные группы. Значение социальных групп.

Несмотря на то что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

Множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и груп­повые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Появление социальных групп связано:

1. с обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности,

2. вызвано исторически сложившимся разнообрази­ем условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.

Кроме понятия «группа», в социоло­гии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая^ неформальная сово­купность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая не­определенную структуру и систему ценностей и норм.

          Существуют следующие разновидности квазигруппы:

- аудитория — объединение людей во главе с коммуни­катором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-при­ем информации непосредственно или с помощью технических средств;

- фан-группа — объединение людей на основе фанатич­ной приверженности спортивной команде, рок-группе или ре­лигиозному культу;

- толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основные свойства квазигрупп:

+ Анонимность

+ Внушаемость

+ Социальная заражаемость

+ Бессознательность

В современных условиях, когда требуется огромная рабо­та по координации деятельности и ресурсов, возрастает значе­ние организаций.

Организация — это большая ассоциация людей, дей­ствующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заве­дения, фирмы, финансовые компании, банки, правитель­ственные учреждения и т. д.). Организации - учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Группы и организации непосредственно влияют на пове­дение человека. Это влияние может быть как положитель­ным, так и отрицательным.

 

Воздействие малой группы на человека

Позитивное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

 

35. Типология социальных групп.

Соц. группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание соц. группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности соц.группы.

Основные признаки соц. группы:

· наличие интегральных психологич. характ-к, таких как общ. мнение, психологич. климат и т. д.;

· сущ-ние осн. параметров группы как единого целого: композиция и структура, груп. процессы, груп. нормы и санкции. Композиция — совокупность характ-к членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К груп.процессам относятся меняющиеся показатели группы;

· способность индивидов к согласованным действиям;

· действие груп. давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общ. статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: