Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником соц. установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные соц. функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоц., негативного — асоц.. Любой коллектив является хорошо организованной просоц. группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоц. группа называется корпорацией. Корпорация обычно характ-ся замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным упр-ниям.

 

 

36. Социальный статус личности

Социальный статус - это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими и другими специфическими для данной системы признаками (пол, образованиеЮ профессия, доход и др).

Критерием оценки социального статуса является престиж и авторитет. Авторитет - это признание людьми личных и деловых качеств человека.

Виды социального статуса:

1. предписанный (с рождения,прирожденный или наследуемый)

2. достигаемый (связан с активностью человека, с его собственными усилиями по приобретению положения в обществе)

3. Личный (связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе)

Анализ социального статуса личности: соц.положенеи,пол,национальность,возраст,образованиеположение в социальной структуре (к какой соц.группе относится), профессия (название, престижее, что определило выбор), социальные функции,соц.роли), материальное положение, права (много, мало, достаточно, недостаточно), обязанности, авторитет, семейное положение, личные качества, квалификация, увлечение,хобби.

Статус может изменяться как по:

горизонтали - образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;

вертикали -  образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

 

37.  Социальная роль. Многообразие социальных ролей.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий.

Основные социальные роли: семьянин, собственник, потребитель, гражданин, работник.

Социальная роль - это совокупность социальных функций, выполняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нормой поведения.

Характеристики социальной роли

Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.

Способ приобретения. В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.

Формализация. Роли делятся на неформальные и формальные. Первые возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов (например, роль неформального лидера, «души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и правовых норм (роли депутата, милиционера и т. п.).

Мотивация. Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.

 

 

38.  Социальный контроль. Виды и формы социального контроля.

Социальный контроль - это процесс проверки правильности усвоенных образцов поведения со стороны общества.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: