Большинство участников похода уже имели опыт водных походов на гребных туристских судах и участия в соревнованиях на водных дистанциях. В апреле ребята участвовали в Первенстве РТ, а некоторые и в чемпионате РТ по спортивному туризму, на байдарках, катамаранах, каяках.
Каждый год весной многочисленные туристы из Татарстана сплавляются по рекам республики Марий-Эл. Там действительно прекрасная природа и чистые лесные реки. Но недалеко от Казани есть интересная в спортивном отношении река Мёша. У пос. Пестрецы на ней есть редкий для равнинных рек порог III категории сложности. Выше по течению также есть сложные препятствия.
Данный поход должен был стать началом сезона для опытных туристов и дать начальный сплавной опыт новичкам. Он рассматривался и как спортивная подготовка к участию в первенстве Приволжского федерального округа в конце мая и другим туристским мероприятиям сезона.
Мы решили открыть для себя эту реку, совершив по ней майский поход, заявленный 1 кат. сложности.
Длина маршрута до дер.Карадули 130 км, меньше нормативной. Но наличие многочисленных препятствий позволяет оценить этот маршрут 1 категорией сложности.
ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА
И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Начать маршрут лучше всего от моста через р. Малая Мёша восточнее районного центра Тюлячи. На реке много завалов, поэтому заезжать выше нет смысла.
В Тюлячах есть все магазины, почта, районная администрация.
Закончить маршрут можно в устье, здесь параллельно реке идет дорога, или дойти по Каме до с.Лаишево. Из Лаишево регулярно ходят рейсовые автобусы до Казани. От устья можно уехать только на заказном автотранспорте.
Пополнить запас продуктов можно в следующих населенных пунктах у реки:
- дер.Чита
- пос. Пестрецы
АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ
Маршрут проходит по населенной местности. В случае аварии нет проблем сойти с маршрута. Сотовая телефонная связь есть почти везде.
ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ
До намеченного пункта финиша у дер. Карадули дойти не удалось из-за сильного встречного ветра. В низовьях реки леса нет, ветра продувают долину насквозь.
Преобладающими направлениями ветра в течение года в районе Казани являются южное, западное и юго-восточное, в летний период – западное. В нижнем течении долина реки идет на юго-запад. То есть, как правило, дует встречный ветер.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
| Дни пути | Дата | Участок пути | Протяженность км | Чистое ходовое время час | Определяющие препятствия | Способ передвижения | Метео- условия |
| 1 | 30.04 | Тюлячи - Шармаши | 8 | 5,0 | 9 завалов | сплав | облачность, дождь Т=12ºС |
| 2 | 01.05 | Шармаши - Янцевары | 16 | 7,5 | 11 завалов | сплав | облачность, дождь Т=15ºС |
| 3 | 02.05 | Янцевары - Кибечи | 26 | 6,5 | Дамба | сплав | перем. облачность Т=16ºС |
| 4 | 03.05 | Кибечи - Нурма | 23 | 6,0 | - | сплав | Ясно Т=20ºС |
| 5 | 04.05 | Нурма - Пестрецы п/дневка | 15 | 4,0 | - | сплав | перем. облачность. Т=18ºС |
| 6 | 05.05 | Пестрецы - лагерь КГАСА | 30 | 7,5 | сплав | облачность Т=16ºС | |
| 7 | 06.05 | лагерь - Сокуры | 5 | 1,5 | сплав | перем. облачность. Т=16ºС | |
| Итого: | 123 | 38 |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА
30.04. 1 день.
На заказном автобусе мы доехали до моста через р.Малая Меша и выгрузились на остановке за мостом. Моросил дождь. Сборка судов заняла 3 часа. На берегу реки ил, грязь по колено. 8 наших судов вышли на воду в 14 часов. Скорость течения 1,5-2 м/сек. Ширина реки 15 метров. Вокруг поля с зарослями кустарника по берегам. Через 15 минут встретили первый завал. Всем удалось протиснуться между стволами. Следом - второй завал. Катамараны пришлось обносить, байдарки и каяки проскользнули.
Впереди идут каякеры. Они предупреждают группу о завалах и указывают путь прохождения, если он есть. На третьем завале пришлось поднимать на берег все суда. Берега не высокие, но обрывистые. Густой кустарник очень усложняет обнос судов. После слияния Малой и Большой Меши расход воды увеличился вдвое.
Почти на каждом повороте встречаются завалы, большинство из них надо обносить. Все устали. В 17 часов каякеры ушли вперед искать место для бивака. И через полчаса мы встали в устье ручья на левом берегу, у бетонных плит. По плитам есть хороший выход на берег, в других местах ноги утопают в грязи. Недалеко от реки проходит дорога.
01.05. 2 день.
Утром отчалили в 9-30. Моросит дождь.
Река сильно петляет и завалы продолжаются. Один завал пропилили, суда прошли. Но за первым поворотом – опять длинный участок непрохода. Обнос сделали по берегу, срезав извилину. Проплыли метров 50, и снова завал. Наверное, проще тащить суда по берегу. Очередной обнос совместили с остановкой на обед. К тому же перевернулся каякер, сказывается усталость.
ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
Для туристов-водников интерес представляет порог у пос. Пестрецы.
Других достопримечательностей на маршруте нет.
ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
На маршруте случились 3 аварийные ситуации: 2 переворота каяка и 1 переворот байдарки. Перевернувшиеся суда и участники были быстро спасены, вещи не утонули. Последний переворот каяка произошел на пороге II кат. сложности. Стоявший на страховке катамаран-2, быстро пришел на помощь – затащил на раму каяк и забрал с противоположного берега, вылезшего туда каякера.
Данный маршрут по сложности превышает 1 категорию: помимо череды завалов на первых 15 км, имеется 3 порога, один из которых 3 кат. сложности. Поэтому сокращение километража оправдано. После с.Пестрецы река течет по беслесой равнине.
Закончить маршрут лучше у моста в районе д.Сокуры. Река дальше спокойно течет по открытой долине и не представляет спортивного интереса.
На маршруте имеется несколько интересных участков для отработки техники водного туризма. Это






