В современной архитектуре просматривается явная тенденция к возвращению традиций мозаичного искусства. Ведь, по моему мнению, мозаика не только создает уникальный интерьер, но и наделена удивительной долговечностью. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остается надеяться, что современные мастера сохранят и преумножат хрупкую, изящную, но, тем не менее, живущую в веках красоту искусства мозаики.
Мозаика стала все чаще использоваться в частных и общественных интерьеров. Например, изящная мозаичная вставка возле камина или в центре гостиной преобразит любой интерьер. Можно увидеть столешницы, барные стойки и другие поверхности, отделанные мозаикой. Прекрасно смотрится каменная мозаика в ванных комнатах и крытых бассейнах, которые сегодня очень модно оформлять в античном стиле. Мозаика может сделать неповторимым не только внутренний, но и внешний облик дома, если украсить ею цоколи, фасады, главный вход здания. Очень часто каменную мозаику используют при обустройстве пространства вокруг дома: ею выкладывают дорожки и площадки, оформляют фонтаны и внутренние дворики. Таким образом, мозаика становится основой прекрасных ландшафтных композиций.
|
|
В 1990-е Россию без преувеличения охватил бум моды на мозаику. Выпускники и преподаватели ведущих художественных вузов стали принимать активное участие в украшении мозаикой церквей и соборов. Реставрация разоренных храмов, воссоздание разрушенных и строительство новых определили характер развития религиозного, в том числе мозаичного искусства. Блестящим примером реставрации, безусловно, является храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Начало XXI столетия дает нам несколько интересных примеров, характеризующих развитие мозаики в России. Создание церкви Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Александровская Курортного района Санкт-Петербурга в 2002 - 2005 годах - явление уникальное, пример успешного решения синтеза архитектуры и изобразительного искусства, достижения той гармонии, которая столь необходима для храма Господня. В нем органично соединены опыт традиций Древней Руси, искусства модерна и в то же время устремления к минимализму (лаконизму) искусства XX века (архитекторы А. Шретер, А. Головин, Г. Уралов). Важную роль в художественном убранстве экстерьера церкви играют мозаичные композиции «изображение Ангелов, держащих икону Рождества Пресвятой Богородицы» (2,5 х 2,6 м), «Святые праведные Иоаким и Анна» и «Рождество Богородицы» (2,7 х 13,5 м каждый). Их авторы - С. Репин, В. Сухов, Н. Фомин и И. Уралов - уже давно известны как талантливые и неординарно мыслящие художники. Выполненные из натурального камня с незначительным вкраплением смальты. Их колорит изыскан и включает цвета и оттенки голубого, розового, черного, зеленого, белого и золотого, напоминая рафинированность стиля «модерн». Цветовой строй мозаик хорошо сочетается и с характерным для нашего северного края освещением.
|
|
Заключение
В ходе проведенного мной исследования, я подробно познакомилась с искусством Флорентийской мозаики, с историей и технологией. Познакомилась с уральским мастером Флорентийской мозаики Кислицким Сергеем Анатольевичем. Выявила художественные отличия и особенности флорентийской мозаики уральских мастеров от мозаики итальянской.
Уральские мастера камнерезного дела, владея богатой палитрой цветных камней, сумели создать свою национальную традицию и в подборе камня и в прочности его природного рисунка. Изделия, выполненные в технике флорентийской мозаики, можно считать уникальными.
В практическом применении флорентийская мозаика, пройдя ряд этапов становления, достигла значительного уровня развития как разновидность монументального и станкового вида искусства. Я считаю, что она играет важнейшую роль в синтезе различных видов искусств: архитектуры, дизайна, ключевыми принципами которого являются: функционально-стилистическое, пространственно-тектоническое и композиционно-колористическое единство.
Список литературы
1. А.А. Воротников, О.Д. Горшков, О.А. Еркина. История искусств. Минск. «Литература». 1997 г.
2. Б.Р. Виппер. Итальянский ренессанс XIII - XVI вв. Москва. «Искусство». 1977 г.
3. Виппер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953г.
4. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970. Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-ббгт.
5. Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970г.
6. Дмитриева Н.А, Краткая история искусства. - М., 1969г. выпуск 1.
7. И.Долгополов. Рассказы о художниках. М., Искусство, 1982 г.
8. История русского и советского искусства - М., Высшая школа, 1989г.
9.Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973г.
10. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова «Мозаика», М., 1950 г.
11. Андреев В.Н. Материаловедение камнеобработки.
12. В мире самоцветов. М.,Мир,1978. 4.Белицкая Э.И. Художественная обработка цветного камня. М.,№ 3, стр. 26-306.
13. Недра, 1973 Григорьев Д.П. Малахит в Эрмитаже. Журнал "Природа", 1968,
14. Ефимова Е. Западноевропейская мозаика ХШ-ХГХ вв. Собрания Эрмитажа. Л.,1968.
15.Макаров В.К. Цветной камень в собрании Эрмитажа. Л., 1938.
16.Павловский Б. Камнерезное искусство Урала. Свердловск, Кн. изд-во, 1953.
17. Петров В.П. Рассказы о поделочном камне. М., Наука, 1982.
18. http://www.infostone.ru
19. http://www.naturalstone.ru
20. www.gekta.ru
21. http://www.google.ru/imgres
22. http://tsarselo.ru/images/photos/fe302f81d4559ab73c1204a666388f.jpg
24. http://www.dragkam.ru/statya/amber-room4.html
25. http://valenik.ru/vsesvit/tema/p/postcard/1/pc1428.html
Приложения
Флорентийская мозаика «Осязание и обоняние»
Екатерининский дворец. Янтарная комната