Мозаика в период СССР

В советский период тезис «искусство для народа» рождает новую концепцию оформительского искусства. Если раньше мозаика из полудрагоценных камней предназначалась для узкого круга ценителей и применялась при создании культовых архитектурных сооружений, дворцовых интерьеров и подарков царственных особ, то теперь она теряет свой элитарный характер и переносится в общественно-бытовую сферу: мозаикой покрывают стены метро и колонны общественных зданий. Характерная для этого периода гигантомания в сочетании с ударными сроками исполнения приводит к утрате виртуозности техники и ювелиры ости проработки деталей - то есть, тех самых качеств, которые и составляли славу мозаики.

Станции «Чеховская», «Тимирязевская», «Маяковская», «Нагатинская» Московского метрополитена украшены картинами в технике флорентийской мозаики. Приемы мозаики использовали при изготовлении каменных гербов Союза СССР и Союзных Республик. Самое грандиозное мозаичное произведение выполнено в 1937 году - карта Советского Союза пл. 25 кв.м., обрамлена рамой из газганского мрамора. Монументальные произведения (панно для метрополитена) создают художественный синтез архитектуры и флорентийской мозаики, он достигает большой силы выразительности, если все пространственные модусы макро - среднего и микроуровня подчиняются единым композиционным принципам, когда полностью раскрывается «сила камня» и, эта сила, подчеркивает выразительность архитектуры.

Во второй половине XX века, после Великой Отечественной войны, возрождается камнерезная промышленность в России. В технике флорентийской мозаики работают мастера завода «Русские самоцветы» (Свердловск). Также в 1957 году выполнена первая мозаика на Колыванском заводе. Это новый для Колыванского завода вид деятельности, и за этот период сделано много произведений в технике флорентийской мозаики. Талант художника-камнереза определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, творчески переработать его в своей художественной практике. Русские мастера камнерезного дела, владея богатой палитрой цветных камней, сумели создать свою национальную традицию и в подборе камня, и в прочности его природного рисунка. Изделия, выполненные в технике флорентийской мозаики, можно считать уникальными.

Одним из ключевых элементов художественного убранства Янтарной комнаты являлись четыре флорентийские мозаики, аллегорически изображавшие пять человеческих чувств: "Вкус", "Зрение", "Слух", "Осязание и обоняние". Они располагались в центре широких настенных янтарных панно в рамах, насыщенный декор которых был также исполнен из янтаря.

В первоначальной отделке присланного из Пруссии кабинета Фридриха I янтарные рамы предназначались для оформления зеркал. В период бытования интерьера в Третьем Зимнем дворце зеркала были заменены живописными полотнами художника Иоганна Фридриха Гроота. Не позднее октября 1757, когда Янтарная комната уже находилась в Царскосельском дворце, вместо картин появляются флорентийские мозаики. Они были исполнены в 1752 году во Флоренции в "Мастерской твердых камней" под руководством выдающегося камнереза и гравера Луи Сириеса. Живописные модели для мозаик создал в 1751 году художник Джузеппе Дзокки (Цокки).

Выполненные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, картины с такой тонкостью передавали детали рисунка и оттенки цвета, что производили полное впечатление станковой живописи.

После оккупации Пушкина фашисты вывезли Янтарную комнату. Последний раз ее видели в 1942 г. в Кенигсберге (Калининграде), где она экспонировалась для высших фашистских чинов. Затем она исчезла... Существуют разные версии: ящики с деталями Янтарной комнаты утоплены в лесном озере Восточной Пруссии... захоронены на заброшенном кладбище... тайком вывезены в Москву и спрятаны в подвалах Третьяковской галереи... хранятся в швейцарском банке... и т.п.

Решение о восстановлении комнаты принято в 1979 г. Найденная флорентийская мозаика «Обоняние и Осязание» показала, что работа реставраторов идентична оригиналу. Для восстановления шедевра потребовалось 6 тонн янтаря и кропотливая многолетняя работа художников, архитекторов, камнерезов, химиков, архивистов и библиографов.

Воссоздание четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты началось в 1984 году. Опыта выполнения такого рода работ не было в СССР, и в связи с этим обстоятельством понадобился длительный период изучения исторических материалов, отработки технологических приемов и сбора камнесамоцветного сырья. Сложность решения первой из этих задач заключалась в отсутствии в том момент каких - либо достоверных сведений о времени и о месте изготовления мозаик, а также их цветового решения, так как в распоряжении реставраторов имелись лишь довоенные черно - белые фотографии. В результате произведенных исследований удалось атрибутировать мозаики, и выяснить факт существования живописных моделей для них в составе коллекции Музея Мастерской твердых камней во Флоренции. В связи с появившейся после этого возможностью уточнить цветовое решение мозаик, возникла проблема подбора огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др.

Реставраторы - исполнители мозаик: художники - камнерезы Б. П. Игдалов, А. Ф. Соловьев, Р. Н. Шафеев, К. И. Иванов, Б. Э. Минц.

На переднем плане обнюхиваются две большие породистые собаки, а на заднем - раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса.

Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней. Об уникальности и сложности работы реставраторов свидетельствует список камней, которые составляют мозаику:

Архитектурный фон - мрамор, кремень

* Светло-синяя одежда - лазурит

* Розовый камзол - родонит (орлец)

* Зеленый плащ - серпентин (офит)

* Розовый цветок - квинсит

* Лиловая одежда - флюорит

* Желтый камзол - кремень

* Зеленые штаны - амазонит

* Белые чулки и туфли - кахолонг

* Синеющие горы - лазурит или амазонит, ангидрит

* Зеленовато-голубые небеса - оникс

* Лица - кахолонг

Это мозаичное панно было воссоздано реставраторами в 1996 году. Его оригинал, похищенный в годы Второй мировой войны немцами при демонтаже Янтарной комнаты в Царском Селе, обнаружен в Германии в 1997 году и через три года возвращен в Россию в государственный музей - заповедник "Царское Село". Мозаика, возвращенная из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате рядом с копией, выполненной мастерами - камнерезами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: