Флорентийская Мозаика в России XVIII – XIX вв

В России центром мозаичных работ стала Петергофская гранильная фабрика. Первые работы были выполнены в технике римской мозаики, но уже во второй половине XVIII века мастера фабрики осваивают мозаику флорентийских мастеров. Особо благоприятная атмосфера для расцвета флорентийской мозаики сложилась еще в екатерининские времена, именно тогда установилось тесное сотрудничество с Петербургской академией художеств. В XIX веке в художественной школе при гранильной фабрике учеников - камнерезов готовили такие профессионалы, как академик Шилов и художник Буде; в1847 г. для ознакомления с секретами мозаичного искусства во Флоренцию был отправлении мастер И.П. Соколов, подготовивший впоследствии немало квалифицированных мастеров. Все это подняло качество работ Петергофской гранильной фабрики на очень высокий уровень; ее мозаики с успехом экспонировались на всемирных и международных выставках. В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров - мозаичистов. Очередное возрождение искусства мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля- в России). В XX в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.

Мозаики М. В. Ломоносова - часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь -прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия варке, так называемого глухого стекла, смальт - удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных мозаичных произведений - в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства - «мозаичных картин» и монументальных панно. Возрождению этого забытого ремесла и искусства была объявлена государственная монополия) плиток и других материалов.

Организация мозаичной мастерской и фабрики шла много успешней, чем некогда - строительство первой лаборатории. В это время М. В. Ломоносов уже не какой-то безвестный адъюнкт, а профессор Академии. О его открытиях знают за границей, его имя часто звучит при дворе императрицы. «Враждебные ему группировки мелких академических людишек не смеют поднять свой голос и стараются мешать и вредить исподтишка».

В поисках подходящих камней с мягкими цветовыми переходами на Урал, Алтай и Сибирь отправляются специальные экспедиции, возвращающиеся с богатой добычей местных яшм, агата, орлеца, змеевика, малахита. флорентийский мозаика итальянский тагильский

В 1716 г. Фридрих Вильгельм I подарил Петру I Янтарную комнату, изготовленную архитектором А. Шлютером для Королевского дворца в Берлине. Она украшала Зимний дворец, но в 1750-х гг. была перевезена в Царское Село. Янтарный убор расположен в три яруса: в центральном - картины из цветных камней в технике флорентийской мозаики, изображающими 5 чувств (Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние). В Янтарном кабинете хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий немецких, польских и русских мастеров XVII-XVIII вв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: