Помимо когнитивной составляющей (осознанного отношения к различным аспектам профессиональной деятельности как значимым для себя) профессионально - ценностные ориентации включают
эмоциональную составляющую – увлеченность педагогическим трудом: общением с учениками и коллегами, самим творческим процессом обучения и воспитания, наукой, основы которой преподает учитель.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ИЗ ПСИХОЛОГИИ ВОПРОСА
При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил.
Способности ― индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности
Способности бывают специальные и общие.
Специальные (профессиональные) способности ― это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
|
|
Общие способности ― это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.
Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей - задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.
|
|
Способности педагогические ― обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности.
гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать);
конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал);
организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей);
перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния по внешнему виду, жестам, мимике, движениям)
Способность к эмпатии (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, умение прочувствовать жизненную ситуацию другого человека)
прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности);
суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия);
экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой)
Информационно-теоретический компонент педагогического мастерства
Система:
Общекультурных
Общенаучных
Психолого-педагогических
Специальных (предметная область + методика преподавания)
Психолого-педагогические
1. Психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьника
2. Основные психические процессы и механизмы, лежащие в основе воспитания и обучения
3. Основы особенностей педагогической деятельности
4. Основы профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития
5. Знание методологии
6. Основы общения
7. Основы процессов воспитания и обучения
8. Способы диагностики результатов деятельности
Педагогическая техника
Особое место в структуре мастерства учителя занимает
педагогическая техника-способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками
Группы средств педагогической техники
1. психотехнические умения, обеспечивающие владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления), способами эмоциональной саморегуляции, вытеснение отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия