Составляющие профессионально - ценностных ориентаций

        Помимо когнитивной составляющей (осознанного отношения к различным аспектам профессиональной деятельности как значимым для себя) профессионально - ценностные ориентации включают

  эмоциональную составляющую – увлеченность педагогическим трудом: общением с учениками и коллегами, самим творческим процессом обучения и воспитания, наукой, основы которой преподает учитель.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ИЗ ПСИХОЛОГИИ ВОПРОСА

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил.

Способности ― индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Способности бывают специальные и общие.

  Специальные (профессиональные) способности ― это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.

Общие способности это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей - задатки. Задатками   называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой  например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

 

Способности педагогическиеобобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности.

  гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать);

  конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал);

  организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей);

перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния по внешнему виду, жестам, мимике, движениям)

Способность к эмпатии (способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, умение прочувствовать жизненную ситуацию другого человека)

прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности);

  суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия);

экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой)

 

 

Информационно-теоретический компонент педагогического мастерства

Система:

Общекультурных

Общенаучных

Психолого-педагогических

Специальных (предметная область + методика преподавания)

Психолого-педагогические

1. Психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьника

2. Основные психические процессы и механизмы, лежащие в основе воспитания и обучения

3. Основы особенностей педагогической деятельности

4. Основы профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития

5. Знание методологии

6. Основы общения

7. Основы процессов воспитания и обучения

8. Способы диагностики результатов деятельности

 

Педагогическая техника

Особое место в структуре мастерства учителя занимает

педагогическая техника-способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками

Группы средств педагогической техники

1. психотехнические умения, обеспечивающие владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления), способами эмоциональной саморегуляции, вытеснение отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: