ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие/ Под ред. И.А.Зязюна. -М, 1989
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
* Личностный компонент
1. профессионально педагогическая направленность: педагогическое призвание + профессионально - ценностные ориентации
2. педагогические способности
* Информационно-теоретический компонент
Система знаний: общекультурных общенаучных психолого-педагогических специальных (предметная область + методика преподавания)
*Деятельностный
педагогическая техника
педагогическая технология
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Мастерство учителя
― это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства.
несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.
1. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, а вторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, с пособности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
мастерство владения педагогической техникой.
В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
2. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода.
Н.Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит:
гуманистическую направленность личности учителя,
его профессиональные знания,
педагогические способности и
педагогическую технику.
Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности ― способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, ― умения в области педагогической техники'.
Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
Мастерство учителя
― это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Обобщенная СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Личностный компонент Информационно-теоретический Деятельностный
Проф.пед. Общие и Пед. Пед.
направленность пед. способности техника технология
индивидуальный стиль деятельности педагога
Профессионально педагогическая направленность:
система доминирующих мотивов: интересов, потребностей склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности
Ведущее условие становления профессионально педагогической направленности:
1. открытие педагогического призвания
2. формирование профессионально - ценностных ориентаций
Педагогическое призвание – склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности
Вначале это интерес к профессии учителя, базирующийся на положительном эмоциональном отношении к детям, желание общаться с ними и отдавать им знания. В дальнейшем это перестает (или нет) в призвание, педагогическое самопожертвование и педагогическую самоотверженность. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.
Профессионально - ценностные ориентации – система ценностных отношений учителя к профессиональной деятельности и к самому себе.
Выполняют прогностическую, проектировочную функцию, позволяют выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.
Блоки профессионально - ценностных ориентаций
( по ведущим типам отношений к значимым моментам профессиональной деятельности)
Блок первый ( безусловное принятие и направленность на развитие личности ребенка)
Ориентация на потребности и интересы ребенка, уважение к нему, безусловное принятие, на его личностное развитие, взаимодействие и сотрудничество с детьми
Блок второй ( отношение к профессии и профессиональной деятельности)
Ориентация на творчество и самореализацию в профессии, социальную значимость в профессиональной деятельности, профессиональное сотрудничество, заинтересованность в результатах, увлеченность преподаваемым предметом
Блок третий (отношение к личности педагога и к самому себе как к педагогу)
Ориентация учителя на самопознание, позитивное самовосприятие и принятие себя, профессионально- личностное саморазвитие, самосовершенствование (наличие позитивной Я-концепции, стремление к профессиональному идеалу)