Блоки профессионально - ценностных ориентаций

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие/ Под ред. И.А.Зязюна. -М, 1989

 

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

* Личностный компонент

1. профессионально педагогическая направленность: педагогическое призвание + профессионально - ценностные ориентации

2. педагогические способности

* Информационно-теоретический компонент

Система знаний: общекультурных общенаучных психолого-педагогических специальных (предметная область + методика преподавания)

*Деятельностный

педагогическая техника

педагогическая технология

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.

       Мастерство учителя

― это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

       Компоненты педагогического мастерства.

несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.

       1. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, а вторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, с пособности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:

мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;       

мастерство убеждения;

       мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности

       мастерство владения педагогической техникой.

 В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

2. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода.

Н.Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит:

       гуманистическую направленность личности учителя,

       его профессиональные знания,

       педагогические способности и

       педагогическую технику.

Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних усло­вий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности ― способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, ― умения в области педагогической техники'.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Мастерство учителя

― это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

 

Обобщенная СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Личностный компонент    Информационно-теоретический      Деятельностный

Проф.пед.         Общие и                                                            Пед.              Пед.

направленность пед. способности                                           техника           технология

индивидуальный стиль деятельности педагога

 

Профессионально педагогическая направленность:

система доминирующих мотивов: интересов, потребностей склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности

Ведущее условие становления профессионально педагогической направленности:

1. открытие педагогического призвания

2. формирование профессионально - ценностных ориентаций

 

Педагогическое призвание – склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности

Вначале это интерес к профессии учителя, базирующийся на положительном эмоциональном отношении к детям, желание общаться с ними и отдавать им знания. В дальнейшем это перестает (или нет) в призвание, педагогическое самопожертвование и педагогическую самоотверженность. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.

 

Профессионально - ценностные ориентации – система ценностных отношений учителя к профессиональной деятельности и к самому себе.

Выполняют прогностическую, проектировочную функцию, позволяют выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

Блоки профессионально - ценностных ориентаций

 ( по ведущим типам отношений к значимым моментам профессиональной деятельности)

Блок первый ( безусловное принятие и направленность на развитие личности ребенка)

Ориентация на потребности и интересы ребенка, уважение к нему, безусловное принятие, на его личностное развитие, взаимодействие и сотрудничество с детьми

Блок второй ( отношение к профессии и профессиональной деятельности)

Ориентация на творчество и самореализацию в профессии, социальную значимость в профессиональной деятельности, профессиональное сотрудничество, заинтересованность в результатах, увлеченность преподаваемым предметом

Блок третий (отношение к личности педагога и к самому себе как к педагогу)

Ориентация учителя на самопознание, позитивное самовосприятие и принятие себя, профессионально- личностное саморазвитие, самосовершенствование (наличие позитивной Я-концепции, стремление к профессиональному идеалу)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: