Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения.
Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целям и закономерностями.
Закономерности отражают объективные, существенные, общие, устойчивые и повторяющиеся при определённых условиях взаимосвязи.
Продуктивность обучения зависит от: -внутренних стимулов (мотивов) обучения, -внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, - называются общими закономерностями.
Закономерности, действие которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы,- частными (конкретными) закономерностями.
Общие закономерности. Общие закономерности обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность (эффективность) обучения и вполне определённым, не допускающим ложных толкований, выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними:
|
|
1. Закономерность цели обучения.
Цель обучения зависит от: *уровня и темпов развития общества, *потребностей и возможностей общества, *уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.
Содержание обучения зависит от: *общественных потребностей и целей обучения, *темпов социального и научно-технического прогресса, *возрастных возможностей учащихся, *уровня развития теории и практики обучения, *материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.
Эффективность (качество) каждого нового этапа обучения зависит от: *продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов, *характера и объёма изучаемого материала, *организационно-педагогического воздействия обучающих, *обучаемости учащихся, *времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.
Эффективность дидактических методов зависит от: *знаний и навыков в применении методов, *цели и содержания обучения, *возраста и обучаемости учащихся, *материально-технического обеспечения, *организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением.
Продуктивность обучения зависит от: *интенсивности обратных связей в системе обучения, *обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения.
Конкретные (частные) закономерности обучения.
1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности.
*Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.
|
|
*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.
*Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
*Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.
*Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения.
2. Гносеологические закономерности
*Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться..
*Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности.
*Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.
*Продуктивность усвоения зависит от потребности учиться.
3. Психологические закономерности.
*Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых.
*Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.*количеству тренировочных упражнений.*интенсивности тренировок.*уровню познавательной активности учащихся.
*уровню и стойкости внимания учащихся.
4. Кибернетические закономерности.
*Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объёму обратной связи.
*Качество знаний зависит от эффективности контроля и его частоты.
5. Социологические закономерности.
*Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится во взаимодействии.
*Престиж ученика в классе зависит от его статуса, позиции, роли, его успехов и достижений, от индивидуальных качеств.
6.Организаторские закономерности.
*Эффективность обучения зависит от организации.
*Умственная работоспособность зависит от состояние здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток; а также от расписания учебных занятий, места в нём уроков физкультуры и труда.
Дидактические принципы - это основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Являются теоретической основой для разработки и совершенствования процесса обучения:
- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
- обучение должно быть доступным;
- обучение должно быть наглядным;
- обучение должно быть систематическим и последовательным;
- обучение должно быть активным и сознательным;
- обучение должно быть прочным;
- обучение должно характеризоваться проблемностью;
- в обучении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (принцип природосообразности);
- принцип единства действий учебного заведения и образа жизни учащихся (принцип связи с жизнью);
- в процессе обучения необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и воспитание учащихся.