Закономерности и принципы обучения

Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целям и закономерностями.   

Закономерности отражают объективные, существенные, общие, устойчивые и повторяющиеся при определённых условиях взаимосвязи.

Продуктивность обучения зависит от: -внутренних стимулов (мотивов) обучения, -внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, - называются общими закономерностями.

Закономерности, действие которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы,- частными (конкретными) закономерностями.

Общие закономерности. Общие закономерности обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность (эффективность) обучения и вполне определённым, не допускающим ложных толкований, выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними:

 

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: *уровня и темпов развития общества, *потребностей и возможностей общества, *уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: *общественных потребностей и целей обучения, *темпов социального и научно-технического прогресса, *возрастных возможностей учащихся, *уровня развития теории и практики обучения, *материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность (качество) каждого нового этапа обучения зависит от: *продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов, *характера и объёма изучаемого материала, *организационно-педагогического воздействия обучающих, *обучаемости учащихся, *времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: *знаний и навыков в применении методов, *цели и содержания обучения, *возраста и обучаемости учащихся, *материально-технического обеспечения, *организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: *интенсивности обратных связей в системе обучения, *обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Конкретные (частные) закономерности обучения.

1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности.

*Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

*Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.

*Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.

*Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения.

2. Гносеологические закономерности

*Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться..

*Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности.

*Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

*Продуктивность усвоения зависит от потребности учиться.

3. Психологические закономерности.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.*количеству тренировочных упражнений.*интенсивности тренировок.*уровню познавательной активности учащихся.

*уровню и стойкости внимания учащихся.

4. Кибернетические закономерности.

*Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объёму обратной связи.

*Качество знаний зависит от эффективности контроля и его частоты.

5. Социологические закономерности.

*Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится во взаимодействии.

*Престиж ученика в классе зависит от его статуса, позиции, роли, его успехов и достижений, от индивидуальных качеств.

6.Организаторские закономерности.

*Эффективность обучения зависит от организации.

*Умственная работоспособность зависит от состояние здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток; а также от расписания учебных занятий, места в нём уроков физкультуры и труда.

Дидактические принципы - это основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Являются теоретической основой для разработки и совершенствования процесса обучения:

-      обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

-      обучение должно быть доступным;

-      обучение должно быть наглядным;

-      обучение должно быть систематическим и последовательным;

-      обучение должно быть активным и сознательным;

-      обучение должно быть прочным;

-      обучение должно характеризоваться проблемностью;

-      в обучении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (принцип природосообразности);

-     принцип единства действий учебного заведения и образа жизни учащихся (принцип связи с жизнью);

-     в процессе обучения необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и воспитание учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: