Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

Природа является для людей средой обитания, объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека.

Экологическое сознание – это знания об экологических закономерностях, переживание эстетических чувств от наблюдения за природой, ответственность за ее сохранение; экологическое мышление, способствующее поддержанию природного баланса, и добрая воля человека, позволяющая реализовать экологические знания и мышление.

Экологическое сознание выполняет функции, присущие научному мировоззрению: просветительную (изучение природы как среды обитания человека и как эстетическое совершенство); развивающую (развитие умений осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных); воспитательную (формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе); организующую (стимулирование природоохранительной деятельности школьников); прогностическую (развитие умений предвидеть возможные последствия тех или иных действий человека в природе).

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Внеклассная работа по формированию экологической культуры открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело. Ведущим во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является краеведческий принцип.

Содержание занятий в подобных объединениях школьников содействует формированию исследовательской позиции к изучению природы, воспитывает бережное отношение к ней, углубляет знания о природе и взаимосвязях в ней, расширяет кругозор младших школьников

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.

ЗОЖ – способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Условия формирования ЗОЖ:

· Внедрение здоровье - сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

· Формирование ценностного отношения к ЗОЖ, его пропаганда.

· Систематические занятия учащихся физ.культурой, спортом, туризмом.

· Педагогический коллектив как эталон ЗОЖ.

· Противодействие распространению вредных зависимостей.

· Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха.

Основными направлениями работы по сохранению, укреплению и формированию ЗОЖ являются:

· Учебно-воспитательная работа (введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здоровье - сберегающих технологий; уроки физической культуры).

· Диагностическая работа (мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования и т.д., мониторинг функциональных резервов здоровья учащихся и т.д..).

· Профилактическая работа (оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики, профилактика вредных привычек, витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика и т.д.).

· Коррекционная работа (работа специалистов, медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей, школьников и т.д.).

Физическое и психическое здоровье школьника тесно связаны между собой и зачастую небольшое отклонение в одном из факторов может стать причиной серьезных проблем в другом....

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: