Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности

Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе.

Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются:

– формирование нравственных отношений в классе, школе;

– этическое образование учащихся;

– формирование опыта нравственного поведения.

Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений:

– отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость;

– отношение к обществу – уважение правовых основ общества;

– отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность;

– отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность;

– отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Содержание нравственного воспитания определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, общи­ми целями воспитания, моралью общества и отражено в Программе вос­питания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского фи­лософа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил вы­дающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравст­венное воспитание он считал главной задачей детского воспита­тельного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авто­ритету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно цели­ком выразить в одном только слове: нравственность».

Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в вос­питании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания...

Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

-формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;

-привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;

-закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

-привитие основ гражданской идентичности;

-формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;

-формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;

-развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;

-развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;

-развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Главная задача воспитания подростков – развитие самостоятельности, уверенности и правильности в принятии решений, самовоспитания, саморегулирования эмоций и отношений.

Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Формы на основе количества воспитанников:

*фронтальная форма; *групповая форма; *индивидуальная форма работы.

Методы воспитания – это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.

Классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:

*словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);

*практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);

*наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды).

1)Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ.

2)Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений - формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.

3)Метод поощрений для одобрения положительных поступков.

4)Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.

5)Метод стимулирования и мотивации.

6)Метод внушения.

7)Метод коррекции.

8)Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

9)Метод дилемм и рефлексии.

Существует много различных средств нравственного воспитания:

1)Художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств.

2)Природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе.

3)Повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4)Окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов.

5)Окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка - средство воспитания чувств, представлений и поведения.

Во внеклассной работе удовлетворяются насущные потребности учащихся в общении, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников, создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.

Основные цели:

1)Всестороннее развитие всех дарований и способностей личности, активизация способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда

2)Эстетическое воспитание включает формирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и искусству, способности наслаждаться творчеством, искусством, красотой.

3)Непосредственная цель эстетического воспитания - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

4)Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

Задачи:

1)Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

2)Формирование и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

3)Формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют преобразовывать его по законам красоты.

Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития.

Традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические.

- Из словесных методов используются рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, позволяющие не только подать материал, но и проконтролировать его усвоение, поставить проблему и т.д.

- Из наглядных - демонстрация иллюстраций, алгоритмов и схем.

- Из практических методов - проведение тестирования, контрольных и самостоятельных работ, которые позволяют определить плохо усвоенные темы и с учетом этого планировать дальнейшую работу, совершенствовать ее и тем самым повышать эффективность обучения и воспитания; проведение творческих работ, которые способствуют развитию творческого потенциала.

Средства:

Сюда относятся используемые для эффективности процесса эстетического воспитания произведения искусства; учебные программы, пособия, словари, а также вещная среда (оформление аудитории, коридоров, столовой, оформление учебных пособий, проведение различных выставок и т.д.).

 

Критерии сформированности эстетической культуры:

– наличие стремления к общению с искусством и природой;

– наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

– умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

– умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

– способность художественно-творческого самовыражения;

– эстетизация отношений с окружающими людьми;

– знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: