Любая педагогическая система предполагает наличие в ней определенной технологии. Технологический подход к осуществлению обучения и воспитания – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Понятие «технология» (см. глоссарий) в последнее время получает все более широкое распространение в педагогике. Термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательная технология», «педагогическая технология» сегодня широко используются в педагогической литературе, учителями-практиками и получили множество формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие компоненты образовательно-воспитательного технологического процесса. По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.
|
|
Параметры классификации технологии. По уровню применения технологии бывают:
-общепедагогические -частнопредметные -локальные или модульные
По организационным формам технологии бывают:
-классно-урочные; -альтернативные; -академические, -клубные; -индивидуальные; -групповые;
-коллективных способов обучения; -дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:
-традиционные; -дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
-программированное (компьютерное, программное).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные; -сотрудничества; -свободного воспитания; -личностно-ориентированные; -гуманно-личностные -массовая (традиционная); технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика); -технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов); -технология компенсирующего обучения (пед. коррекции).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
-технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности учащихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
|
|
-обучающие; -воспитательные; -светские; -религиозные; -общеобразовательные; -профессиональные;
-гуманистические; -технократические; -моно- и политехнологии; -проникающие.
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень познавательных потребностей учения;
- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Пед. технологии бывают технологии обучения (дидактические) и технологиями воспитания. Технология воспитания: коллективные творческие и личностно-ориентированные дела, тренинги общения, шоу-технологии, технологии групповой проблемной работы (диспуты, дискуссии, обсуждения, разработка проектов).
Класификация 2: по уровню обобщенности (макро и микро пед технологии), по содержанию (личностно-ориентиров. и предметные), по деятельностным характеристикам (современные и традиционные), по уровню субъективности источника (производственные, социальные, гуманистические).
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень познавательных потребностей учения;
- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.