Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные технологии в зарубежной школе

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия учащихся по уровню обучаемости сводятся ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Б.Б.Блум, З.И.Калмыкова, Дж.Кэрролл и др.). Технология уровневой дифференциации получила название «технология обучения базису без отстающих». В качестве основных принципов данной педагогической технологии выступают следующие : 1. всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; 2. взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это «что-то» нужно искать; 3. неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Технология «мастерских» Технологию «мастерских» пропагандирует группа французских учителей. Эта технология основывается на идеях свободного воспитания Ж.- Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Френе, гуманистической психологии Л.С.Выготского, Ж.Пиаже и К.Роджерса. Свое название технология получила потому, что всю работу с учениками организует и вдохновляет Мастер. В педагогической мастерской Мастер вовсе не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе сам Мастер.

Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе. Цели данной технологии можно сформулировать следующим образом: • Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. • Не столько знания, сколько развитые способности; • Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.

• Технология свободного труда. Основная цель его школы и технологии - всестороннее воспитание каждого ученика. В основу технологии свободного труда были положены следующие положения и взгляды автора: • обучение - процесс природосообразный, проходит в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей; • отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса; • общественно-полезный труд на всех этапах обучения; • большое внимание уделяется школьному самоуправлению; • целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей; • используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

• Технология саморазвития (М. Монтессори) Технология саморазвития была создана итальянским педагогом Марией Монтессори, и представляла собой альтернативу муштре и догматизму в обучении, свойственным школе конца XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, а главная задача школы, по ее мнению, состояла в том, чтобы создавать окружающую среду для естественного процесса саморазвития каждого ученика

•Технология Дальтон-план ориентируется на следующее: • образовательные задачи вытекают из целей воспитания, основаны на определенных дидактических концепциях, особенностях развития детей, их интересах, потребностях, жизненном опыте. Дальтон-план нацелен на развитие детей в моторной, эмоциональной, социальной, когнитивной и нравственной сферах; • формирование у детей независимости и самостоятельности; • формирование коммуникативности, обучение общению.

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Существуют следующие виды обучающих программ: Линейные программы Создатель линейного программирования – Б.Ф. Скиннер представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного разветвленного, адаптивного программирования.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: *информационный блок; *тестово-информационный (проверка усвоенного); *коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); *проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; *блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса обучения, при которой учащийся самостоятельно (полностью или частично) работает с учебной программой, составленной из модулей. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: *точно сформулированная учебная цель (целевая программа); *банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; *методическое руководство по достижению целей; *практические занятия по формированию необходимых умений; *итоговый контроль, строго соответствующий целям, поставленным в данном модуле.

Диалоговая система обучения. В данной технологии диалог выступает не только как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обу­чения и принцип организации самого содержания науки. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М. М. Бахтина «о куль­туре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «фи­лософской логики культуры» В. С. Библера.

Концептуальные идеи:

- диалог-компонент внутреннего содержания личности;

- многоголосье мира существует в индив. сознании в форме внут­реннего диалога;
- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности через использование различных педагогических средств, способов и методов способствует развитию индивидуальных и личностных качеств учащихся. Организационная модель средней общеобразовательной школы с уровневой дифференциацией включает три варианта дифференциации обучения:

- комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

- внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по отдельным предметам (зачисление в группы производится на добровольной основе по направлениям познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;

- профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

· технические средства: компьютерная техника и средства связи;

· программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением компьютера преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс. Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

- в развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

- в выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;

- в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Применение компьютера для поддержки процесса усвоения и связанных с ним видов деятельности учащихся имеет несколько аспектов. Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления учащимся информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения. Так, это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и др. Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются учеником с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т. д. Компьютер в настоящее время широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет.

Глобальная сеть открывает доступ к разнообразной информации, создавая реальные условия для самообразования, расширения кругозора, удовлетворения познавательного интереса и потребностей в дистанционной коммуникации. Информация в Интернете, имеющая дидактическую ценность, находится на самых различных сайтах, она динамична (обновляется, удаляется, теряет актуальность) и не сосредоточена в определенном месте.

Форма применения компьютера на уроке определяется его ролью в процессе усвоения учебного материала. Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всего предмета, то реализуется монотехнология электронного обучения. Компьютер также может обеспечивать прохождение обучаемыми отдельного этапа урока, осуществляя при этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; преподнесение нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и практических умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на уроке эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции учителя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель. В частности компьютерные программы качественнее «проконтролируют» формирование умений, обеспечат преподнесение нового материала в мультимедийной форме в индивидуальном для каждого обучаемого темпе, объективно и оперативно «оценят» уровень имеющихся знаний и умений. Ход и результативность этапа с применением компьютера в форме квазипреподавателя должны оперативно учитываться учителем при проведении остальных этапов урока.

В практике обучения для старших классов применяется следующая система. Компьютерный урок занимает 2,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, потом 15-минутный перерыв, затем еще 30 минут работы. Для снижения вреда от работы за компьютером специалисты предлагают учитывать следующие факторы

Факторы снижения вреда от работы за компьютером:

1. Снижение утомляемости глаз и психического напряжения

· Правильное расстояние до дисплея (45—60 см).

· Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

· Ограничение времени работы в Интернете и с играми

· Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение)

2. Снижение физического утомления (стесненной позы)

· Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников.

· Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру

3. Снижение электромагнитного излучения

· Установка монитора задней стенкой к стене.

· Исключение пыли в помещении.

· Умывание холодной водой после работы.

· Работа в хорошо проветренном помещении (желательно установить ионизатор).

Разработан ряд комплексов упражнений для выполнения во время перерывов в работе с компьютером. Они включают упражнения для глаз (для расслабления глазных мышц, улучшения кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз), для рук (для снятия напряжения в кистях и запястьях), для лица, шеи и тела (для расслабления тела, снятия нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: