Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы

1. строить воспитание в соответствии с потребностями ребенка, обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности;

2.обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, строить воспитание в соответствии с потребностями общества в данный момент, создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;

3. давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.

4. идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающей личности. Эта идея состоит в том, чтобы не только давать детям знания, но учить их добывать знания самостоятельно, учить их мыслить творчески, воспитывать в учащихся познавательную потребность.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса — это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Первый компонент — это индивидно-групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Второй компонент воспитательной системы класса — это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания, принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Воспитания без цели не бывает, так как существенными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполагание. Третий компонент воспитательной системы класса — функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, основные функции воспитательной системы, педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества. Четвертый компонент воспитательной системы класса — это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как эмоционально-психологическая, духовно нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы. Пятый компонент воспитательной системы класса — диагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы; - методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; - формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Ядром воспитательной системы, по утверждению Л.И. Новиковой, является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом не следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющих воспитательное пространство. Цель воспитательной системы - создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка. Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить четыре задачи: Самосознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, в пяти основных сферах жизнедеятельности:1. Сфера познания (учеба, информация, знания).2. Сфера практической деятельности.3. Сфера игры 4. Сфера физического развития.5. Сфера отношений. Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребенка-это процесс создания в школе системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Выводы: воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

В воспитательной системе школы у директора школы Владимира Абрамовича Караковского ведущей технологией воспитания является технология социального творчества. Она используется, например, при проведении так называемых коммунарских сборов и ключевых воспитательных (общешкольных) дел. Взрослые и дети образуют что-то вроде коммуны и проводят время, участвуя в разнообразных видах творческой деятельности (труде, игре, общении и др.). Идея соединения обучения и воспитания в единый процесс реализуется в воспитательной системе школы через разнообразные методы, приемы, формы работы. Здесь, в частности, практикуются групповые формы работы, общественные смотры знаний, межвозрастные уроки, интегративные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», брифинги, дидактический театр, «интервью с исторической личностью», пятиминутки рефлексии, конкурс шпаргалок, «практикум доброты» и многое другое. Большое внимание в школе уделяется развитию и работе самоуправления. Существуют постоянные и временные органы самоуправления: большой совет (собирается два-четыре раза в год); советы дел, дежурные командиры классов и т. п. Стратегия педагогического коллектива состоит в том, чтобы решать общие проблемы совместно с учащимися. Наряду с деловыми отношениями в школе сложились неформальные межличностные отношения, при этом и дети, и педагоги отмечают особую важность для себя свободного общения друг с другом. Директор и педагоги считают, что по типу отношений школа должна быть ближе к семье, чем к парламенту. Воспитательная система школы В. А. Караковского не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая.

Воспитательную систему сельской школы-комплекса рассмотрим на примере Сахновской школы Черкасской области (Украина). В основе этой воспитательной системы лежит авторская концепция, разработанная в 1980-е годы директором школы Александра Антоновича Захаренко. Постепенно в Сахновской школе пришли к выводу, что необходимо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого ученика и по этим данным судить о состоянии и эффективности воспитательной системы школы. В школе была разработана методика изучения и коррекции развития учащихся. В частности, заполнялись табели воспитанности путем фиксации результатов, полученных методами независимых характеристик, оценки и самооценки деятельности, личностных качеств и другими. Воспитательная система школы, по убеждению А.А.Захаренко, может развиваться за счет новых идей. Поиск интересных идей и их осуществление — это атмосфера школы. Единоначалие директора в школе дополнялось разными формами самоуправления детей, педагогов, родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: