Педагогическая профессия и её особенности. Лидеры педагогической профессии

«Педагог» (от греч. pais – дитя, ago – веду, воспитываю) обозначает в буквальном смысле детоводитель. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей.

Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основные функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

5. Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика.

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Иначе говоря, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

— объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов — обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);

— субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

— процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

— результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Нравственный кодекс педагога:

♦ учитель не должен обсуждать в интернете своё место работы и коллег. Не злоупотреблять служебным положением, не требовать от обучающихся или их законных представителей услуг, одолжений и вознаграждений за свою работу. Не допускать коррупции.

♦ На работе педагогам рекомендуют поддерживать уважительные и доверительные отношения. Исключить оценки и высказывания, унижающие коллег, детей или их родителей. Одежда — делового стиля.

♦ Работа учителя, должна строиться на «основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности обучающихся». Выставляя оценки, учителю стоит быть объективным, не подвергать школьников публичной критике и хранить их секреты. Нельзя применять к детям физическое, моральное или психологическое насилие.

♦ В общении с родителями учителям стоит вести себя открыто и уважительно. Не разглашать информацию, которой делятся дети о своих родителях, и наоборот. Не допускать, чтобы финансовая и иная поддержка, которую оказывают школе законные представители, влияла на отношение учителей к ним.

♦ Также педагоги должны защищать свой авторитет и авторитет коллег. Не унижать их в присутствии детей и родителей, не обсуждать с ними недостатки других сотрудников коллектива.

Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:

- неподдельный интерес к педагогической профессии;

- педагогическое призвание;

- природные склонности к педагогической профессии;

- эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;

- положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.

Основу профессионального качества любого педагога составляет любовь к детям, которая проявляется в стремлении удовлетворить их желании в получении новых знаний. С этой целью педагог должен постоянно «расти» в профессиональном отношении, стараться совершенствовать и расширять свои знания, овладевать новыми более эффективными методами работы с детьми и т.д. Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.
Лидеры педагогической профессии.

Достаточно вспомнить труды Я.Коменского, И.Песталоцци, К.Ушинского, В.Сухомлинского, А.Макаренко. Эту эстафету подхватили педагоги-новаторы Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, И.Волков, В.Шаталов, М.Щетинин, Е.Ильин, Е.Гончарова, К.Москаленко, Б.Никитин и др. Идеи и опыт этих педагогов в настоящее время получили широкое признание. То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику, можно охарактеризовать одной общей фразой – педагогика сотрудничества. Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытое доверительное общение с учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его последующего изменения, то есть, осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера. В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования.

Идеи успешных учителей республики В. А. Гербутова (система обучения физики), В. М. Дедкова (система обучения химии), Ю. В. Маслова (методика обучения иноязычному общению), В. В. Гинчук (методика реализации деятельностного компонента содержания исторического образования) получили дальнейшее развитие в деятельности лидеров педагогической профессии конца ХХ – начала ХХI вв. и учителей практиков. Современные лидеры используют в процессе обучения известные технологии и методики, но каждый из них стремится их дополнить, улучшить, развить.

Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников Беларуси. Основными задачами конкурса являются:

• выявление и распространение эффективного педагогического и управленческого опыта;

• создание условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников;

• выявление талантливых, творчески работающих педагогических работников;

• повышение престижа педагогического труда и публичное признание вклада педагогических работников в развитие системы образования;

• совершенствование механизмов оценки педагогического труда, качества образования;

• привлечение внимания общественности к тенденциям развития передовой педагогической практики.

Кандидат на участие в конкурсе должен отвечать следующим требованиям:

• высокий уровень духовности к активная гражданская позиция, основанная на государственной идеологии;

• высокий уровень знаний в области педагогики, практической психологии, преподаваемого предмета (дисциплины); • наличие, инновационного опыта педагогической деятельности;

• владение современными методиками и технологиями обучения и воспитания учащихся (воспитанников), приемами обобщения и развития педагогической практики.

Важнейшим средством выявления учителей-инноваторов является конкурс профессионального мастерства педагогических работников. Каждый конкурс демонстрирует целую «россыпь» интересных приемов, методических находок и даже авторских систем мастеров педагогического труда.

Педагогическая квалиметрия определяется как «дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественной оценки качества педагогических инноваций и педагогической деятельности в целом»

Современная теория педагогической квалиметрии представляет собой многогранную отрасль знаний о качестве образования и базируется на учении о квалиметрии человека и образования в целом. Ее теоретическую основу составляют положения теории измерения, моделирования и математической статистики, в то время как практическое применение лежит преимущественно в сфере контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности, которые были достигнуты обучаемыми на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.

Аттестация учителей – изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.

Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников:

* Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.

* Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования учащихся, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.

* Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.

Самообразование представляет собой систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущего за собой волевое и нравственное самосовершенствование, направленное на постоянное обновление и углубление знаний как основы развития профессионализма. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Источниками знаний в самообразовании могут быть: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео-, аудиоинформация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.

 


РАЗДЕЛ II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: