Классификация стилей профессионально-педагогического общения. Культура речи педагога

Под стилем общения подразумевается некоторое сочетание основных признаков поведения, проявляющихся в ходе общения.

Стиль педагогического общения - это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

В нем находят выражение:

-коммуникативные возможности педагога;

-сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

-творческая индивидуальность педагога;

-особенности учащихся.

Стили педагогического общения (по Г. М. Андреевой)

1. Авторитарный стиль. В его основе — недоверие к возможностям учеников. Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии, частота и стереотипность которых приводит в действие эффект пресыщения: невосприимчивость к ним ребенка. Негативные оценочные воздействия преобладают над позитивными. Жесткие, фиксированные педагогические установки: «отличники», «хорошисты» и «двоечники». Недостаточно уважения и доверия к личности школьника.

2. Демократический стиль. Оптимальное разделение функций между собой и учащимися. Максимум требований и уважения к их личностям.

3. Либеральный стиль. Учитель уходит от руководства детским коллективом. Безынициативность, низкая активность и недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. Учитель не настаивает на выполнении требований, если учащиеся отклоняются.

 В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Стили педагогического общения (по Н. А. Березовику и Я. Л. Коломинскому)

Активно-положительный стил ь — эмоционально-положительная направленность по отношению к детям и педагогической деятельности, которая адекватно реализуется в поведении, речевых высказываниях и отношениях с родителями.

Пассивно-положительный стиль — при общей положительной направленности замкнутость, сухость, категоричность и педантизм в манере поведения и речевых высказываниях педагога.

Ситуативный стиль связан с проявлением эмоциональной нестабильности учителя. Под влиянием конкретных ситуаций в его поведении обнаруживаются черты и положительного, и отрицательного стилей. При общем положительном отношении к детям в поведении педагога может отмечаться вспыльчивость, непоследовательность, чередование дружелюбия и враждебности.

Активно-отрицательный стиль — явная негативная направленность, проявляющаяся в резкости, раздражительности, подчеркивании недостатков учеников, частых замечаниях и наказаниях.

Пассивно-отрицательный стил ь — учитель не столь явно обнаруживает негативное отношение к детям и педагогической деятельности. Проявляет эмоциональную вялость, безучастность, скрытую неприязнь, сухость, отчужденноеть в общении с учениками, формализме в работе.

Культура речи — это грамотность построения фраз. Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз (логическая последовательность, понятность).

2. Простота и ясность изложения.

3. Выразительность:

-интонация и тональность;

-темп речи, паузы;

-динамика звучания голоса;

-словарное богатство;

-образность речи;

-дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

-правильное ударение в словах;

-исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

-исключение режущих слух фразеологических оборотов;

-исключение лишних слов;

-исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

 

Стили педагогической деятельности и их характеристика (А.К. Маркова, А.Я.Никонова).

Индивидуальный стиль педагогической деятельности - устойчивое сочетание: мотива деятельности; целей деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Содержательные характеристики; методичность или импровизационность. В динамических характеристиках: рассудительность или эмоциональность.

Виды: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. При этом ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность отличается высокой оперативностью: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Но низкая методичность, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний. Стиль характеризуется интуитивностью.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)

Поэтапно отрабатывает весь учебный материал. Постоянно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. Богатый арсенал методических приемов.

Динамические характеристики учителей: повышенная чувствительность, проявления личностной тревожности, чуткости, проницательности, гибкость, импульсивность.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Меньшей изобретательностью в варьировании методов, не всегда высокий темп работы,

коллективные обсуждения. Меньше говорят на уроке сами, предпочитая воздействовать на уч. косвенным путем (посредством подсказок, уточнений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: