Конфликты в учебно-воспитательном процессе в системе «учитель-ученик»

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания. Правильно реагируя на поведение ребёнка, учитель берёт ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой. В связи с этим педагогу необходимо уметь владеть навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает всё большую остроту.

М. М. Рыбакова среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций выделяет следующие:

- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

- ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Причиной конфликтов «Учитель – ученик»

- недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя. Что выражается: - в демонстрации своего превосходства; - в серьёзных ошибках взаимодействия (дискриминация по отношению к отдельным учащимся), нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство; - в педагогически непрофессиональных действиях учителей (плохая организация класса, приказной тон); - в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»; - в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету; - в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика; - в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика; - в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;

- в неумении организовать занятия со всеми учащимися. Несоблюдение школьных требований учениками: неподготовленность домашних заданий, умышленное нарушение дисциплины, пропуски уроков без уважительной причины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: