Профессиональное выгорание педагога. Саморегуляция в деятельности педагога. Педагогические деформации

Проф. выгорание - синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста, одна из самых опасных профессиональных «деформаций». При этом происходит притупление всех положительных эмоций.

Развивается постепенно.

Стадии:

Первая. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Состояние тревожности, неудовлетворенности.

На второй. Неприязнь в кругу коллег и в присутствии учащихся. С трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Это не осознаваемое проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.

Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции:

- постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;

- модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;

- программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;

- коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата.

Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы.

Саморегуляция - конкретная постановка целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли.

Педагогическая деятельность сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит и усиление, интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, и изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные - профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее.

Уровни:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся пед. деятельностью (завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, и др.).

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической

деятельности в целостные поведенческие комплексы.

3. Специфические, или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической

деятельности.

О деформациях Э.Ф.Зеер:

1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.

3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка Я-образа, эгоцентризм.

4. Дидактичность. Причины: стериотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональные акцентуация.

5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.

6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром «эмоционального сгорания», генерализация личного отрицательного опыта.

8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьера, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации.

11. Поведенческий трансформер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам.

Предупреждение и преодоление возможныхдеформаций - одна из важнейших задач педагогического психолога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: