Особенности конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, стратегии и этапы их разрешения

Конфликтная ситуация - структурный компонент педагогических конфликтов. Она включает в себя субъекты конфликта и его объект, инцидент и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация возникает, когда удовлетворение потребностей одного из оппонентов препятствует удовлетворению потребностей другого. Это совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Ситуация предшествует конфликту.

Субъект - отдельные лица или группы людей в образовательном учреждении, являющиеся непосредственными участниками конфликта и вовлеченные во все его стадии.

Объект - это определенные ценности, ресурсы, идеи к обладанию или использованию которых стремятся субъекты. Именно по их поводу возникает столкновение противоборствующих сторон.

Предмет - это сущность конфликта или конфликтной ситуации, истинная причина.

Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент.

Инцидент провоцирует столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт, проявляющийся в дальнейшем в поведении его участников.

Осознанию ситуации как конфликтной и переходу к конфликтному противодействию предшествует субъективное восприятие и оценка участниками сложившейся ситуации. Именно восприятие ситуации как конфликтной заставляет субъектов реагировать, выбирая стиль конфликтного взаимодействия, влияющий на последующее развитие конфликта.

Согласно двухмерной модели регулирования конфликтов, предложенной Т. Томасом и Р. Килменном, методы регулирования и стили поведения людей в конфликтной ситуации соотносятся с двумя основополагающими измерениями - кооперацией (человек проявляет внимание к интересам других людей, вовлеченных в конфликт)

- напористостью (внимание человека сосредоточено только на защите собственных интересов).

Стили поведения в конфликтных ситуациях:

• сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон, требующая интеграции позиций субъектов взаимодействия;

• компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки;

• избегание (игнорирование, уход) - уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликта, не решая его;

• приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;

• соперничество (конкуренция) - открытая борьба за свои интересы, жесткое отстаивание своей позиции.

Сознательное управление педагогическим конфликтом, конструктивные действия по его урегулированию связаны с учетом особенностей его участников (различий в социальных статусах, в возрасте и жизненном опыте, в степени ответственности при его разрешении и т, д.)

Выделяют 3 главных этапа в зависимости от уровня вовлеченности обеих сторон в ситуации:

Аналитический этап. Анализ или оценку уровня развития, определение причин, которые привели к конфликту, его природы и интенсивности.

Выбор стратегий и технологий. Подходящая стратегия выбирается исходя из всех возможных моделей и принципов разрешения по отношению к текущей ситуации. Это может быть принуждение, добровольное согласие обеих сторон на определенный исход, компромиссное решение и пр.

Реализация выбранной стратегии и соответствующих ей методов.

Результат разрешения является финальной стадией.

Для того чтобы выбрать оптимальную стратегию надо понимать причины и следствия, оценивать постоянные и переменные характеристики конфликтной ситуации. Конфликт – это одновременно и сама ситуация (состояние, константа), и процесс (переменная). Максимально точный анализ и адекватно выбранная стратегия могут не привести к желаемому исходу, если вторая сторона поменяет свои методы и цели.

В конфликтах, относящихся к типам «педагог - педагог» и «педагог - администрация школы», эта ответственность обоюдная.

Педагогу необходимо знать и отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. Особенно важными на данном этапе являются анализ конфликтной ситуации и предотвращение (устранение инцидента). Инцидент можно устранить волевым или сохраняться, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность школьного коллектива до тех пор, пока не будут разрешены противоречия, лежащие в ее основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: