Практическое задание № 11 к вопросу «Доконцептуальный уровень психологического знания и его учет в профессионально-психологической подготовке»

На доконцептуальном уровне обучение психологии сводится к созданию благоприятных условий для развития ребенка на всех возрастных периодах развития. Во-первых, необходимо создавать условия для полного удовлетворения возрастных потребностей ребенка, способствовать своевременному проявлению психических новообразований возраста, использовать все возможности развития сензитивной стороны психики.

Например, в младенчестве возрастной потребностью является потребность в эмоциональном общении с взрослыми. Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослыми, и в первую очередь, с матерью. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь уребенка формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на подсознании определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. В раннем детстве обучение психологии ребенка сводится, в первую очередь, к удовлетворению возрастной потребности в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его. Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает сенсорно-моторные навыки, но постигает функции предмета, его практическую и социальную значимость, усваивает культурный опыт.

В дошкольном детстве обучение психологии сводится к удовлетворению возрастной потребности в самоопределении, потребности в выделении «я» из окружающего мира, а также потребность познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В этом виде деятельности дети в игровой форме подражают взрослым, воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразование. Важнейшей из них, это возникают социальные эталоны поведения. Иначе говоря, возникают стереотипы межличностного взаимодействия.

Ребенок, у которого наиболее полно проявились психические новообразования, достаточно хорошо развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы, и со сложившимися благоприятными отношениями с другими людьми, конечно, уже на концептуальном уровне будет успешнее овладевать психологическими понятиями, суждениями в сравнении с теми детьми, у которых развитие было неблагополучным.

 

Практическое задание № 12 к вопросу «Формы и содержание психологического просвещения младших школьников».

Младший школьный возраст – дети 7-10 лет или учащиеся начальной школы. Этот возраст сенситивен к развитию всех познавательных психических процессов, внимания, произвольности. Правильно организованная учебная деятельность, ведущая в начальной школе, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы учащихся. Знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов приближает их к пониманию сути учебной деятельности, которая заключается в развитии самого ребенка на основе получаемых знаний и способов самостоятельного «добывания» этих знаний. Эта сензитивность объясняется пробуждающейся у младшего школьника потребностью научиться познавать мир (читать, писать, считать, узнавать о мире как можно больше), устанавливать контакты с окружающим миром, научиться тому, что он не знал и не умел в детском саду. Учеба для маленького школьника довольно тяжелый труд. Чтобы не пропало желание учиться, он должен испытывать «радость победителя». А для этого он должен понимать, что и почему от него хотят взрослые. Он уверен, что взрослые задают ему довольно «сложные» и оригинальные задания и вопросы. В младшем школьном возрасте появляется осознание своего места в системе общественных отношений, возникает потребность в определенном общественном положении, в общественно значимой деятельности - учебной деятельности в школе. Внимание учителя и психолога, работающих в начальной школе, направлено прежде всего на развитие познавательной сферы, внимания, произвольности, речи, что является необходимой базой для последующего развития и успешного обучения школьников в более старших классах. Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную включенность ребенка в эту деятельность, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы - ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Все это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой. Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребенка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста. Приобщение детей к пониманию психических процессов познания и переживаний человека приводит их к великому открытию: «Я как представитель человечества, как все люди обладаю немыслимым богатством возможностей: если захочу я столько всего смогу узнать и сделать!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: