Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Да Винчи, он и ввел данный термин. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя, может так же называться тональной перспективой[2]. Дальний план, менее насыщенный по тону и цвету, имеет более мягкие контуры, чем передний. Воздушная и линейная перспективы тесно связана между собой. Предметы первого плана более крупные по размеру, чем предметы, находящиеся на втором и третьем планах.
«Бережковская набережная, г. Москва»
тонированная бумага, карандаш, белила (гуашь)
«Берег залива. г. Финнснес (Норвегия)
тонированная бумага, пастель, фломастеры
Задание на изучение тональных отношений
Изображая пейзаж, следует внимательно отнестись к соотношению тонов предметов. Определить самый насыщенный тон и более светлые по отношению к нему. В изображении солнечной погоды, отношения более контрастны, чем в пасмурный или облачный день, не стоит также забывать о том, что тоном выделяется главный предмет в зарисовке - как выделение самого предмета за счет более насыщенного тона, так и за счет контрастов в его окружении.
«посёлок Холмогоры, г. Архангельск»
тонированная бумага, уголь
«Старый дом»
тонированная бумага, уголь