Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие индивида.
Агентами первичной социализации являются семья, близкие и дальние родственники, друзья. Существуют 3 агента первичной социализации: семья, ровесники, школа.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, средств массовой информации т.д. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, в основном менее глубокое, чем у первичных агентов.
Глава 3. Политическая социализация
Политическая социализация – это процесс усвоения индивидом политических ценностей, норм и принципов, включение индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. Основная задача политической социализации заключается в том, чтобы включить человека в политическую систему. Социализация в политической сфере необходима для того, чтобы человек понимал устройство социальных институтов, основные нормы, правила по которым они существуют. В политической сфере социализация играет важную роль, потому что на смену одним поколения приходят другие.
|
|
Выделяют 3 уровня политической социализации:
1. Макроуровень – на данном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его политической системе.
2. Средний – политические цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малью группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия, человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение. Усвоение ценностей, через региональные институты, средние группы.
3. Индивидуальный – в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике. Формирование политических установок происходит через личные контакты.
Стадии политической социализации:
1. Формирование основ личности человека. К 3 – 4 годам понимает политику через семью и средства массовой информации.
|
|
2. Дошкольный период (4 – 7 лет). Закрепление ценностей в виде символов. Флаг – символ справедливости, Президент – символ закона и порядка.
3. Школьный период (11 – 13 лет). Сознательное отношение к политике.
Особенности мышления:
Мышление более эгоцентрично и персонализировано.
Расширение временной перспективы (анализирование настоящего и прошлого).
Социоцентризм.
Дедукция и предвидение.
Усвоение традиционных политических взглядов, усвоение системных принципов.
4. Подростковый (14 – 16 лет). Подросток способен к обобщённому мышлению, знает, что такое равенство, свобода и право. Акценты смещаются, появляются новые механизмы социализации – молодёжные неформальные социальные группы. Знакомство с альтернативными политическими и аполитическими представлениями. Особенность: критическое отношение подростка к утопическим и идеалистическим целям.
Выводы: Политическая социализация подростков характеризуется как ортодоксальная и альтернативная. Подростки находятся на пути трансформации, либо в пассивных избирателей либо в интеллигенцию.
5. Молодёжь (18 лет). Происходит политическая десоциализация и ресоциализация. У индивида появляется возможность участвовать в избирательном процессе, принимать новые политические роли.
Существуют 3 системы политической социализации:
1. Прямая – формирование представления о политических институтах и усвоение элементов системы государственного устройства. Относится к периоду детства.
2. Система стихийной социализации – начинается с подросткового и до зрелого возраста. Неформальные объединения, элементы контркультуры по отношению к государственной политической культуре.
3. Система внутреннего самовоспитания и саморазвития. Человек одновременно и субъект и объект социализации.
Две основные тенденции в рамках, которых проходит процесс социализации:
1. Усиление роли гражданина в политических процессах. Распространено в демократических системах.
2. Отчуждение человека от государства.
Борьба этих направлений проявляется в трёх моделях поведения индивида:
1. Политическая активность
2. Политическая пассивность. Хроническая политическая пассивность является следствием неэффективной политической системы.
3. Политическое отчуждение. Возникает вследствие чрезмерной бюрократизации власти.
Агенты и институты политической социализации
Агентами политической социализации являются институты, которые формируют у людей представления о политике, о государстве, об органах законодательной и исполнительной власти.
Основными агентами социализации, как правило, выступают: семья, образование, группы сверстников, религия, характер места работы, СМИ, социальные институты, правительство, политические партии и т.д.
Заключение
Мною был рассмотрен процесс социализации индивида, понятие индивида и личности и упомянуты основные концепции социализации. Социализация индивида это многомерный системный процесс, который, индивиду ни в коем случае нельзя пропускать или избегать. Ведь человек – это существо социальное, предназначенное существовать в обществе. Социализируясь, он вливается в окружающую его социальную систему. Но, самое приятное в процессе социализации является то, что человек на протяжении всей своей жизни познаёт что-то новое, новые роли, установки, ценности и нормы. И от него самого во многом зависит, сможет ли он приспособиться под определённые установки, чтобы в дальнейшем целостно и благополучно существовать в обществе.