Этапы и стадии социализации

Введение

Актуальность. Процесс социализации индивида исследуется людьми уже достаточно долгое время. Ещё в Античности известные учёные Платон и Аристотель интересовались процессом социализации личности. Платон достаточно подробно описал процесс усвоения норм и ценностей в своей работе «Государство», а Аристотель утверждал, что человек по своей природе является существом политическим, т.е. общественным. Благодаря передаче новым поколениям достижений культуры, общество продолжает существовать и развиваться. Кроме того, перемены в сознании и поведении людей могут многократно усиливать общественное развитие.

В связи с этим интерес к процессу политической социализации становится тем активнее, чем больше он может оказать влияние на усвоение индивидом норм и ценностей общества и формирование вектора развития общества согласно интересам власти. Политическая социализация важна и для гражданского общества. Это касается формирования знаний о государстве, его политике, которые превращаются в убеждения, способности отстаивать свои политические взгляды, участия в политических мероприятиях. Всё это необходимо для воспроизводства политической культуры изменения её последующими поколениями.

Степень изученности. Понятие социализации в конце XIX в. ввёл в научный оборот Ф. Гидденс как «развитие социальное природы и характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Однако тогда оно не имело конкретного отношения к политической сфере, но уже тогда стало очевидно, что политические ценности являются неотъемлемым элементом нормативной структуры, которую личность должна приобрести в результате общественного воздействия на ее индивидуальное сознание. Процесс социализации получил развитие в работах М. Вебера, Э. Гиддинса, Ю. Хабермаса, Ч. Кули, З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других.

 

Объект исследования: Процесс социализации личности.

Предмет исследования: Политическая социализация и агенты социализации.

Цель исследования: Раскрыть сущность политической социализации и рассмотреть её основные агентов.

Задачи:

1. Раскрыть понятия индивид и личность.

2. Рассмотреть процесс социализации личности.

3. Разобрать основных агентов социализации.

Структура курсовой работы: Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Понятие индивид и личность

Перед рассмотрением процесса социализации необходимо подробно разобрать кто же такой человек, индивид и личность, собственно, кто является субъектом социализации.

Наряду с понятием «личность» в социологии присутствуют понятия «человек» и «индивид».

Человек – это часть живой природы, продукт её эволюционного развития. В то же время он социален, его общественная природа и социальное окружение являются основой его неповторимости, уникальности.

Понятие «индивид» характеризует отдельного, конкретного человека и используется в основном при исследовании взаимодействий в малых группах, при анализе идентичности.

Понятие «личность» вводится для выделения неприродной, социальной сущности человека и индивида. Когда человек рассматривается с социальных позиций, как субъект социальных отношений.

Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через социальные группы и институты реализует социально значимые свойства, социальные связи.

 

Глава 2. Процесс социализации

Социализация – это непрерывный процесс усвоения человеком социальных норм и ценностей, образцов поведения, социальных установок, происходящий как под влиянием внешних факторов, так и в результате собственного восприятия действительности. Благодаря передаче новым поколениям достижений культуры, общество продолжает существовать и развиваться.

Процесс социализации означает превращение человека в индивида, а того – в личность. Через освоение ролей индивид становится общественно активным, а через усвоение культурных норм и нравственных ценностей – духовно зрелой личностью.

 

Этапы и стадии социализации

Нет единой точки зрения, сколько стадий социализации проходит человек, кто-то считает, что стадий социализации 2, кто-то что 3, а кто-то, что 5. Я приведу один из наиболее развёрнутых вариантов – 8 стадий социализации.

1. Младенчество – охватывает 2 первых года жизни ребёнка. Основной канал социализации на данном этапе – эмоциональное общение ребёнка со взрослыми.

2. Раннее детство – охватывает период от 2 до 5 лет. В этот период ведущую роль в социализации ребёнка выполняет предметная деятельность, прежде всего с детскими игрушками, развивающие игры и т.п.

3. Дошкольное детство – охватывает период от 5 до 7 лет. В этот период ведущим началом социализации становятся ролевые игры.

4. Подростковый этап – охватывает 12-14 лет. Это период когда сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее всё другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план продуктивное воображение.

5. Юношеский этап – охватывает от 14 до 18 лет. Этот этап начинается ещё в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, преобращаясь к миру взрослых людей, важным рубежом считается окончание 11 летней учёбы в школе. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций.

6. Поздняя юность – охватывает от 18 до 25 лет. Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль социализации начинают играть трудовая деятельность, профессиональная учёба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда. Социальные роли при этом представляют совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.

7. Зрелость – охватывает от 25 до 60 лет. Количество используемых социальных ролей – наибольшее. Основным средством социализации здесь становятся трудовая деятельность, а также самообразование.

8. Старость – от 60 лет и старше. Сокращается количество используемых социальных ролей. Человек перестаёт выполнять главную функцию – быть производителем материальных ценностей.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, а вторичная социализация – в рамках формальных институтов. Обе группы – первичная и вторичная – жизненно необходимы человеку. На протяжении первичной социализации индивид учится быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации, хотя первичная социализация намного короче вторичной социализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: