Назначение и типы колес. Требования, предъявляемые к колесам

      Автомобильноеколесо представляет собой устройство, осуществляющее связь автомобиля с дорожным полотном. За счет колес обеспечивается движение и изменение направления движения автомобиля. 

Автомобильное колесо состоит из пневматической шины, обода, соединительных элементов и ступицы с подшипниками. Пневматическая шина сглаживает и поглащает толчки и удары от неровностей дороги, обеспечивая плавность хода, и создает надежное сцепление колес с дорогой. Часто колесом называют металлический обод вместе с соединительным элементом.

Металлический обод колеса с устанавленной на нем шиной соединяется с помощью соединительного элемента со ступицей. Ступица на подшипниках устанавливается на балке моста или поворотной цапфе и обеспечивает возможность беспрепятственного вращения колеса. При полуразгруженных полуосяхпосадочной частью для диска является фланец полуоси, размещенный на подшипнике в балке моста.

Автомобильные колеса
   В зависимости от выполняемых функций автомобильные колеса применяются различного типа (рис. 8.1).

 

 


Рис. 8.1. Типы автомобильных колес

Ведущие колеса преобразуют подводимый трансмиссией крутящий момент в тяговую силу, а вращательное движение в поступательное движение автомобиля.

Управляемые и поддерживающие колеса являются ведомыми, воспринимают толкающую силу от ведущих колес, преобразуя поступательное движение автомобиля во вращательное движение качения. Управляемые колеса, повернутые в вертккальной плоскости действием на рулевое управление обеспечивают заданное направление движения автомобиля.

Комбинированные колеса являются одновременно ведущими и управляемыми и осуществляют их функции одновременно.

Колеса автомобилей могут быть с глубокими неразборными или разборными ободьями с сединительными элементами в виде дисков или спиц или без них. Ободья имеют специальный профиль штампованный или прокатанный из стали и служат для установки шин. Часто их отливают заодно с диском из легких материалов, из которых наиболее распространенными являются алюминивые и магнивые колеса.

      В дисковых колесах (рис. 8.2, а и б) обод может соединяться ссо ступицей с помощью стального шатампованного диска или спиц. В литых колесах из легких алюминиевых или магнмевых сплавов обод отливается совместно с диском.

                 а)                                                 б)

               

                                                   

Рис. 8.2. Дисковые колеса легкового (а) и грузового (б) автомобилей

Бездисковые колеса (рис. 8.3)   имеют соединительную часть, изготовленную заодно со ступицей. Такие колеса применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности. По сравнению с дисковыми колесами они проще по конмструкции, иеют на 10…15% меньше массу, более низкую стоимость, удобнее при монтаже-демонтаже, обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов и шин.

Рис. 8.3. Бездисковые колесо грузового автомобиля (а) и его крепление к ступице (б)

Спицевые колеса применяются, как правило, на спортивных автомобилях. Они имеют меньшую массу по сравнению с остальными колесами и обеспечивают хорошее охлаждение тормозных механизмов.

К колесам предъявляются следующие требования:

• полное соответствие по размеру и жесткости устанавливаемой шине;

• надежное крепление к ступице;

• прочность и долговечность;

• минимальные дисбаланс и биение;

• минимальная масса и момент инерции;

• легкость монтажа и демонтажа шины.

При применении бескамерных к ободу колеса предъявляются дополнительные требования:

• одинаковые посадочные места для камерной и бескамерной шин и возможность установки бескамерных шин;

• надежная герметизация без применения дополнительных уплотняющих элементов;

• надежная первоначальная герметизация при накачке шин;

• обеспечение герметичности при движении с минимальным давлением вохдуха в шине.

Для колес легковых автомобилей используется глубокий неразборный обод (рис. 8.2, а). В средней части обода делается выемка, которая облегчает монтаж и демонтаж шины. Выемка может быть симметричной и несимметричной. По обе стороны от выемки имеются конические полки с наклоном 50±10 для улучшения посадки шины на ободе.

Глубокие ободья имеют высокую жесткость, малую массу и технологичны при изготовлении. Однако на таких ободьях монтируются только небольшие шины с высокой эластичностью бортов.

  Разборные ободья (рис. 8.3) применяют для колес большегрузных автомобилей с установкой на них камерных шин. Обод 3 имеет неразрезное съмное бортовое кольцо 1 с конической полкой и пружинное разрезное кольцо 2. Съемное бортовое кольцо на ободе удерживается с помошью разрезногоупругого кольца. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, имеющих большую массу, размеры и жесткость бортов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: