Образование причастия II (Partizip II) сильных глаголов

Причастие II (Partizip II) от сильных глаголов образуется по правилам образования причастия II (Partizip II) от слабых глаголов, приведенных выше, но при этом меняется и сама основа глагола, к которой добавляется приставка ge- и окончание –en, например:

b ie gen – geb o gen

bl ei ben – gebl ie ben

s i ngen – ges u ngen

При изменении основы глаголы меняется корневая гласная. В зависимости от чередования корневых гласных в трёх основных формах глагола все сильные глаголы можно разбить на классы – ряды аблаута (Ablautreihen)[3].  Традиционно выделяется восемь рядов аблаута:

 

1. Первый ряд аблаута (die 1. Ablautrihe): ei –i − i

                                                              ei – i: − i:

Например:                                                   

Infinitiv Präteritum Partizip II
bleiben blieb geblieben
greifen griff gegriffen
pfeifen pfiff gepfiffen

 

2. Второй ряд аблаута (die 2. Ablautreihe): i: − o – o

                                                             i: − o: − o:

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
riechen roch gerochen
biegen bog gebogen
ziehen zog gezogen

3. Третий ряд аблаута (die 3. Ablautreihe): i − a – o

                                                             i – a – u

                                                             e – a – o

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
springen sprang gesprungen
finden fand gefunden
beginnen begann begonnen
gelten galt gegolten

 

4. Четвертый ряд аблаута (die 4. Ablautreihe): e – a/a: – о

                                                                         e – а – е

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
helfen half geholfen
treffen traf getroffen
essen gegessen

 

5. Пятый ряд аблаута (die 5. Ablautreihe): e: − a: − o:

                                                            e: − a: − e:

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
stehlen stahl gestohlen
nehmen nahm genommen
sehen sah gesehen

 

6. Шестой ряд аблаута (die 6. Ablautreihe): e: − o: − o:

E – o – o

ä – o: − o:

ü – o: − o:

ö − o: − o:

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
lügen log gelogen
erwägen erwog erwogen
flechten flocht geflochten

 

7. Седьмой ряд аблаута (die 7. Ablautreihe): a/a: − i: −а/а:

                                                                а/а: − u: −a/a:

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
fallen fiel gefallen
lassen ließ gelassen
tragen trug getragen

 

8. Восьмой ряд аблаута (die 8. Ablautreihe): au/ei/o:/u: − i: − au/ei/o:/u:

Например:

Infinitiv Präteritum Partizip II
laufen lief gelaufen
rufen rief gerufen
heißen hieß geheißen

Упражнение 9. Образуйте от данных слабых глаголов причастие II (Partizip II).

tanzen, reisen, informieren, bewohnen, interessieren, besuchen, versuchen, aufmachen, öffnen, zuhören, fragen, arbeiten, verkaufen, antworten.

Упражнение 10. Образуйте от данных сильных глаголов причастие II (Partizip II).

schlafen, fahren, singen, trinken, ankommen, abfahren, erfahren, fliegen, sitzen, einladen, waschen, ziehen, schreiben, springen, schwimmen.

Упражнение 11*. Поставьте соответствующий вспомогательный глагол (sein / haben). Объясните выбор вспомогательного глагола.

1. Wir ___ gestern abgefahren. 2. Die Frau ___ mich gesehen. 3. Er ___ spät aufgewacht. 4. Die Gruppe ___ schon angekommen. 5. Sascha ___ eingeschlafen. 6. Ihr ___ das Bild gemalt. 7. Ich ___ zu Hause geblieben. 8. Anna ___ den Schaffner gefragt. 9. Der Zug ___ schnell gefahren. 10. Die Kinder ___ im Flugzeug geweint. 11. Es ___ geschehen.

Упражнение 12. Переведите предложения на немецкий язык в простом прошедшем времени (Präteritum), проверяя сильный это или слабый глагол по таблице в Приложении 7.

1. Поезд ехал медленно. 2. В купе сидели пассажиры. 3. Самолёт задержался. 4. Мы ходили вчера в поход. 5. Ты видел её новый чемодан? 6. Проводник молчал. 7. Туристы вылетели вовремя. 8. Вы хорошо пели у костра. 9. Пётр не приехал. 10. Они обедали в ресторане.

Упражнение 13. Переведите предложения на немецкий язык в разговорном прошедшем времени (Perfekt), проверяя сильный это или слабый глагол по таблице в Приложении 7.

1. Дети не поехали в лагерь. 2. Он зашёл в вагон. 3. Мы пели песню в походе. 4. Мария забыла дома билеты. 5. Их мама уехала в Англию. 6. Мы не спали. 7. Я прилетел на той неделе из Египта. 8. Ивановы ждали нас на вокзале. 9. Она нарисовала пейзаж. 10. Мой друг остался в Москве ещё на два дня.

Упражнение 14. С помощью таблицы сильных глаголов и глаголов неправильного спряжения (см. Приложение 7) допишите представленные выше классы сильных глаголов. Выучите три основные формы глаголов  наизусть.

Упражнение 15*. Переведите историю о господине Шмидте на немецкий язык в форме простого прошедшего времени (Präteritum).

Sir Schmidt was a very rude person. He always shouted to people that’s why everybody tried to shun him. He didn’t know good manner. For example he used to spit on the street. When he saw a man for the first time he asked him to lend him some money. If the person refused to give him money, he didn’t speak to him any longer and kept silence. As he had no friends, he always stayed at home.

Упражнение 16*. Вставьте соответствующий глагол.    

а) vergessen oder vergießen:

 1. Die Dame _________ bittere Tränen. 2. Hast du meine Worte schon __________? 3. Er __________ oft, seine Freundin anzurufen. 4. Er hat Saft auf die Decke _________. 5. Du sollst deine Pflichten nicht ______________.

b) genesen oder genießen:

1. Ist deine Schwester schon ________? 2. Ihr Vater _______ Liebe und Achtung seiner Kinder. 3. Sie hat eine sorgfältige und ausführliche Erziehung _____________.

с) bitten oder bieten:

1. Der Verbrecher _________ um Gnade. 2. Darf ich dich um Hilfe ____________? 3. Ich ___________ ihm die Hand zur Versöhnung. 4. Welchen Preis hat man dem Maler für sein Bild ____________? 5. Er hat ihr seine Hand _____________.

7.4. Простое прошедшее время (Präteritum) и прошедшее разговорное время (Perfekt)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: