1.Биография.
Андрей Андреевич Вознесенский (1933 – 2010) родился в Москве 12 мая 1933 года. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, поняв к этому времени, что его призвание – поэзия.
Следуя традициям В.Маяковского, ранний А. Вознесенский не был чужд эпатажу, ошеломляя публику неожиданными, ранее запретными темами и новыми выразительными средствами стиха.
«Он не вошел в поэзию, - пишет Е.Евтушенко, - а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Но генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: "Вознесенский".
|
|
Поэт начал печататься с 1958 года, а в 1960 году были опубликованы его первые книги – «Мозаика» (во Владимире) и «Парабола» (в Москве). Читатели 1960-х годов оценили его творчество неоднозначно.
«В 1963 г. на встрече с интеллигенцией в Кремле Н.С.Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!»
Но, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи книг его доросли до 200 тысяч»
По его стихам были поставлены спектакли "Антимиры" в 1964-м Театром на Таганке и "Авось" в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из нашего поколения, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств.
2.Галерея портретов.
3. Концерт- миниатюра.
Гойя
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды —
Как гвозди.
|
|
Я — Гойя.
1959
Рублёвское шоссе
Мимо санатория
реют мотороллеры.
За рулем влюбленные —
как ангелы рублевские.
Фреской Благовещенья,
резкой белизной
за ними блещут женщины,
как крылья за спиной!
Их одежда плещет,
рвется от руля,
вонзайтесь в мои плечи,
белые крыла.
Улечу ли?
Кану ль?
Соколом ли?
Камнем?
Осень. Небеса.
Красные леса.
1962
4.Обобщающая беседа.
- Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»? Найдите основания для его сопоставления с ранней лирикой В.Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате»). Каков пафос отношения поэта к войне?
- Какие звуковые, лексические, синтаксические средства создания образов наиболее выразительны?
- Расскажите о традициях Маяковского в лирике Вознесенского.
5.Исследовательская работа.
- Прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по-настоящему»
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему…
- Найдите в словарях толкование слов «ностальгия» и «настоящее». В каком значении употребляет поэт их: в прямом или в субъективно-авторском? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитатные примеры.
- В чем парадоксальность словосочетания «ностальгия по-настоящему»? О чем сожалеет лирический герой и на что надеется в будущем?
- Какие образы и картины являются символами настоящего? Символами будущего? Символами вечного? Как решается поэтом проблема смерти и бессмертия?
- Какие метафоры и сравнения стали внутренним стержнем текста? Найдите неожиданные рифмы и прокомментируйте смысловые связи рифмующихся слов. Укажите нарушения ритма, элементы дольника. Какова их роль?
6. Позднее творчество.
- Какие новые проблемы поднимает А.Вознесенский в поздней лирике? Почему ключевым словом в ней становится слово «стыд»? Что изменилось в поэтике автора?
Нам, как аппендицит,
поудаляли стыд.
Бесстыдство — наш удел.
Мы попираем смерть.
Ну, кто из нас краснел?
Забыли, как краснеть…
7. Прослушивание песен на стихи А.Вознесенского («Сага», «Ты меня на рассвете разбудишь», «Вальс при свечах»)
- Как музыка подчеркивает смысл этих стихотворений?