Группа 1. Е.Евтушенко

Тема: «Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский»

.

Цель: познакомить и систематизировать знания о поэтах-шестидесятниках: Евгении Евтушенко, Андрее Вознесенском, Роберте Рождественском.

Задачи:

учить выразительному чтению;

формировать навык работы с поэтическим текстом;

развивать навык осмысления автора через его произведение;

Методы и приемы работы: «устный журнал», концерт-миниатюра, исследование.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Педагогические технологии: метод проектов, «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения: презентация, сборники стихов, аудиофайлы.

Использованная литература: Агеносов В.В., Анкудинов К.Н.Современные русские поэты: Антология.

Евтушенко Е.А.Строфы века: Антология русской поэзии.

Ход урока:

І. Начало урока

(Звучит музыка: Геннадий Трофимов Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского "Юнона и Авось», «Я тебя никогда не забуду»).

- Узнали ли вы эту песню? Откуда она?

- Понравилась она вам? Чем? (слова очень пронзительные)

ІІ. Основная часть.

Слова этого поэта, как и других «шестидесятников», действительно, очень глубокие и проникновенные.

1.Постановка цели и задач

- Наш урок сегодня посвятим творчеству трех имен в поэзии второй половины ΧΧ: Евгению Евтушенко, Андрею Вознесенскому, Роберту Рождественскому, Бэлле Ахмадулиной.

Введение в тему, работа с понятием «поэты-шестидесятники».

Появление поэтов-шестидесятников в Советском тогда Союзе связано с периодом «оттепели»

- С какими общественно-политическими событиями в России связан период оттепели»? Каковы его предпосылки и значение в развитии русской поэзии второй половины ΧΧ?

- «Поэтический бум» 1960-х годов был обусловлен общественно-политической ситуацией в России после смерти Сталина и ΧΧ съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудил культ личности «вождя народа». Период «оттепели», получивший свое название по одноименной повести И.Эренбурга, продолжался более 10 лет (1953-1964). Ощущение весны, освобождения, созвучное изменившимся общественным настроениям, Эренбург метафорически выразил в стихотворении «Да разве могут дети юга…», ставшем песней, исполняемой Т.и С.Никитиными.

3. Комментирование.

Ключевым моментом эпохи «оттепели» стало расширение российского культурного пространства, знакомство с современной европейской и американской литературой и кинематографом. Однако ощущение воздуха свободы не было безграничным, и поэты могли творить только в рамках дозволенного цензурой.

Хотя самые известные поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский близки друг к другу ораторским пафосом, публицистичностью тем и интонаций, следованиям традициям В. Маяковского, все же каждому из них присуща своя стилистическая манера, своя поэтика.

4.Защита проектов.

Вы разделились по желанию на группы и каждая должна была подготовить проект по следующему плану:

1.Краткий очерк жизни и творчества поэта.

2.Показ галереи портретов с комментариями.

3.Концерт-миниатюра из 2-3 стихотворений.

4.Обобщающая беседа об особенностях лирики поэта.

5.Анализ стихотворения, выделяющий особенности авторского стиля.

6.Выявление эволюции творческой манеры поэта (на примере 1-2 стихотворений поздней лирики).

7.Прослушивание и исполнение популярной песни на слова поэта.

8.Запись выводов ученического исследования.

5.Выступления групп, защита проектов.

Группа 1. Е.Евтушенко.

1.Биография.

Родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области.

Войну я встретил в Москве, и моя мама, певица театра Немировича-Данченко, часто выступавшая в те годы на фронте, отправила меня к бабушкам на станцию Зима. Там я начал писать и стихи и прозу. В 1948 году я с волчьим билетом был исключен из 607-й московской школы по ложному обвинению в поджоге всех классных журналов. Поехал в Казахстан экспедиционным рабочим к отцу-геологу, который еще до войны научил меня любить поэзию. В 1949-м напечатал первые стихи в газете "Советский спорт", в 1952 - первую книгу стихов, очень плохую, был принят в Союз писателей и без аттестата зрелости - в Литинститут. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева "Не хлебом единым", а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Побывал в 94 странах и во всех республиках бывшего СССР. Меня очень часто незаслуженно подозревали и оскорбляли, как когда-то в школе, но мне и доверяли и меня любили, и я тоже любил. Мне не на что жаловаться. Я был облагодетельствован расположением и надеждами и многих прекрасных читателей, и многих прекрасных поэтов, писавших гораздо лучше меня, которые живут внутри этой книги. Они тоже составляли эту антологию - тем, что ее написали. Я самым искренним образом написал и, к сожалению, напечатал очень много плохих стихов, и моя профессиональная жизнь не может быть примером сосредоточенности и разборчивости. Но, положа руку на сердце, как любил говорить Пастернак, кое-что я все-таки сделал. Я надеюсь, что хотя бы часть моих грехов мне простится за эту антологию, по которой во многом будут судить о прошедшем XX веке в наступающем XXI.»

Е.Евтушенко – автор 14 поэм: «Станция Зима» (1953—1956).

«Бабий яр» (1961).

«Пушкинский перевал» (1965).

«Казанский университет», (1970)

«Откуда Вы?», (1971)

«Снег в Токио», (1974).

«Ивановские ситцы», (1976).

«Непрядва», (1980)

«Дальняя родственница» (1984).

«Тринадцать» (1996).

«В полный рост» (1969—2000).

«Просека» (1975—2000).

«Дора Франко» (2011) и др.

Он много лет преподает в американских университетах русскую поэзию, поэтому живет и работает и в Москве, и в США.

 

Первым мужем Беллы Ахмадулиной был поэт Евгений Евтушенко. Он посвятил ей стихотворение «Со мною вот что происходит». Песня, написанная на эти стихи(музыка М. Таривердиева), звучит в кинофильме Э. Рязанова «Ирония судьбы».

Б. Ахмадулиной1

Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

И он

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

А той -

скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

Та,

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько

нервных

и недужных,

ненужных связей,

дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!

О, кто-нибудь,

приди,

нарушь

чужих людей соединённость

и разобщённость

близких душ!

1957

Слайд 1

Евтушенко Евгений Александрович 18 июля 1932 (79 лет)

Слайд 2

Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава – поэты – «шестидесятники». Они начали свой литературный путь во времена хрущевской «оттепели»,. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей и вызывала их живой интерес.

Слайд 3

Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности». Люди пытались переосмыслить прошлое, оценить настоящее, и поэзия стала кратчайшим путем к сердцу читателя. Молодые поэты живо откликнулись на перемены в жизни страны, общества. Их голоса уверенно зазвучали на поэтических вечерах, встречах, концертах – поэзия становилась трибуной общественного сознания, мнения. Толпы людей стекались на стадионы, в концертные залы, дома культуры, чтобы послушать стихи молодых поэтов, в которых понимались проблемы активного отношения к жизни, ее совершенствования, ответственности перед временем и человеком.

Слайд 4

Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором сочетались артистизм и большая трудоспособность. Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал одним из первых, кто осознал себя поэтом нового поколения.

Слайд 5

Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус. В 1944, по возвращении из эвакуации в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью, — при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет

Слайд 6

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также — за поддержку романа Дудинцева«Не хлебом единым». В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую. В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

Слайд 7

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому». — Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

Слайд 9

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Критики упрекают Евтушенко в скрытом подражании Маяковскому, который оказал, несомненно, глубокое влияние на творчество поэта.

Слайд 10

Личная жизнь Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны: Белла Ахмадулина, известная поэтесса (1954); Галина Сокол-Луконина (1961), сын Петр; Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (1978), сыновья Александр и Антон; Мария Владимировна Новикова (1987), сыновья Евгений и Дмитрий. Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Слайд 11

Интересные факты Владеет английским, испанским, итальянским и французским языками Любимый поэт и писатель — Александр Сергеевич Пушкин. Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «… perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet).»

Слайд 12

Некоторые источники сообщают, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании. Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5 х 0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

Слайд 13

Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те. И он не с теми ходит где-то и тоже понимает это, и наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним. Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладёт и у другой меня крадёт. А той - скажите, бога ради, кому на плечи руки класть?. Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе и неосознанно наметит кого-то дальнего себе. О, сколько нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных! Куда от этого я денусь?! О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ! Со мною вот что происходит….

 

1957

 

2.Показ галереи портретов.

4.Обобщающая беседа.

- Какие проблемы, волнующие автора, отразились в этих стихотворениях?

- Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?

- Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?

-Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?

- В чем символический смысл этого стихотворения?

- Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?

5. Задание для исследовательской работы.

Молитва перед поэмой (Вступление к поэме «Братская ГЭС»)

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет…(продолжение)

а) Какие мысли Евтушенко о поэте и поэзии вы считаете актуальными и сегодня?

б) Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности их стиля. На какие их стихи намекает Евтушенко? Приведите Примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.

в) Какие риторические и публицистические приемы использует поэт? С какой целью? Приведите примеры экспрессивной лексики и поэтических интонайий.

г) Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?

В 1996 году Е.Евтушенко опубликовал книгу-альбом «Дай Бог…» со стихами последних лет, куда вошло и одноименное стихотворение.

Дай Бог

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым…

- Какие новые темы, проблемы и поэтические интонации вы заметили в этом стихотворении?

- Какие вечные истины провозглашаются в нем?

- Что особенно волнует поэта?

- Изменилась ли его стилистическая манера?

Евгений Евтушенко - "не надо бояться"

Не надо бояться густого тумана,

Не надо бояться пустого кармана.

Не надо бояться ни горных потоков,

ни топей болотных, ни грязных подонков!

 

Не надо бояться тяжёлой задачи,

а надо бояться дешёвой удачи.

Не надо бояться быть честным и битым,

а надо бояться быть лживым и сытым!

 

Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -

лишь собственной трусости надо бояться!

 

1978

 

7. Прослушивание песен.

(«Хотят ли русские войны?», «Сережка ольховая», «Со мною что-то происходит…»

- Что изменилось в стихах с музыкой?

Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.

Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.

Дай бог быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.

Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.

Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.

Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.

Не крест — бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!

Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: