Средства массовой информации в политической системе

Функции СМИ

Средства массовой информации (ТВ, Интернет, пресса, радио) являются социальным институтом, удовлетворяющим потребность людей в знаниях и информации, а также институтом гражданского общества. Наличие в государстве свободных от цензуры СМИ является признаком демократии. Их важность заключается в том, что они обеспечивают реализацию свободы мысли и слова.

Основными функциями СМИ являются:

  • Информационно-познавательная – СМИ дают человеку возможность расширять свои познавательные возможности, увеличивать творческий потенциал. К примеру, мама испекла торт по новому рецепту, который узнала из канала «Кухня».
  • Духовная – СМИ формируют мировоззрение человека и общественное сознание. К примеру, Николай, увидев фильм «Война и мир» Бондарчука, захотел прочесть одноимённый роман Л.Н. Толстого.
  • Социальная – СМИ обращают внимание общественности на социальные проблемы. К примеру, в передаче «Время покажет» обсуждалась проблема высоких цен на лекарства.
  • Социализация – СМИ являются вторичным агентом социализации и оказывают воспитательное воздействие на своих потребителей. Так, Евгений, увидев передачу о Великой Отечественной войне, захотел помочь своему соседу ветерану ВОВ.
  • Политическая – СМИ побуждают граждан к политической активности. К примеру, по телевидению выступил кандидат в президенты Н., его программа пришлась по душе Ивановой, и она решила проголосовать за него.

 

Роль СМИ в политической системе


Велика роль СМИ в политической сфере жизнедеятельности общества. Политику и СМИ объединяет общая цель – привлечение внимания публики. Особенно она актуальна для проведения предвыборной агитации, информирования граждан о политических программах кандидатов или партий. Конечно, каждый человек сам решает за кого голосовать и голосовать ли вообще, но СМИ, оказывая на избирателей определенное психологическое воздействие, преподнося тем или иным образом информацию, влияет на исход выборов.

Роль СМИ в политической системе проявляется и в том, что они осуществляют контроль за действиями субъектов политики, ведут расследования. Например, группа журналистов НТВ сняла фильм о связи губернатора области с преступной группой. Каждый день новости СМИ освящают последние политические события в стране и в мире.

 

Влияние СМИ

 

Как человеку не утонуть «в море» информации? Как различить правду от лжи, ведь СМИ таят в себе опасность манипулирования сознанием человека? Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвёртой властью», подразумевая огромное влияние СМИ на народные массы. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. К позитивным сторонам СМИ относится возможность обогащения знаний, приобретения практических умений, творческое развитие, самореализация. А к негативным сторонам, кроме манипулирования сознанием, относятся кража информации и нарушение авторских прав, демонстрация насилия и агрессии. Для того, чтобы обезопасить себя от дурного воздействия СМИ человеку необходимо критически осмысливать информацию, не принимать всё «на веру», а проверять достоверность полученной информации, используя различные источники. Каждому человеку и гражданину следует помнить о том, что СМИ может где-то умолчать, недосказать, обрезать «лишнее», поэтому важно самостоятельно и объективно оценивать информацию и добывать правду.

 

 

 

4.10 Избирательное право

 

Одним из признаков демократии являются выборы – процесс формирования органов государственной власти, закреплённый в Конституции РФ и Федеральных законах. По результатам выборов избранные кандидаты наделяются властью. Выборы – это законный метод формирования политической элиты и канал, по которому интересы народа будут представлены в органах власти. Значение выборов велико, потому что народ, участвуя в них, выражает себя источником власти.

По масштабу выборы подразделяются на:

  • федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной думы РФ);
  • региональные (выборы губернаторов или глав, а также депутатов законодательных органов власти субъектов РФ);
  • муниципальные (выборы мэра города или главы администрации села, депутатов Собрания депутатов муниципального образования).

Организация и проведение выборов зависит от избирательной системы. Данный политический институт включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право можно понимать в двух значениях. В первом значении – это отрасль права, включающая в себя нормы, регулирующие порядок проведения выборов. Во втором значение – это право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право).

Принципами избирательного права РФ являются:

  • принцип всеобщности выборов (все граждане, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а достигшие возраста 21 года – право быть избранным депутатом Госдумы, а с 35 лет – Президентом);
  • принцип равенства выборов (один избиратель = один голос);
  • принцип тайного голосования (никто не может узнать за кого избиратель отдал свой голос);
  • принцип прямого голосования (избиратель голосует за реального кандидата сам);
  • принцип свободы голосования (участие на выборах является добровольным делом каждого гражданина);
  • принцип состязательности (выборы должны быть альтернативными, то есть должно быть более одного кандидата или партии);
  • принцип гласности (на избирательных участках присутствуют наблюдатели, следящие за соблюдением всех перечисленных выше принципов избирательного права).


Избирательный процесс

Избирательный процесс – это кампания (ряд действий) по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. На первом этапе, в установленные законом сроки (не позднее 2,5-3 месяцев до дня голосования), назначается дата выборов. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации РФ. Выборы депутатов Госдумы РФ назначает Президент РФ. Выборы законодательных органов субъектов РФ назначаются ими же.
  2. Далее следует организационный этап, на котором создаются избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ – это территория, от которой избирается кандидат. Существует три вида избирательных округов: единый, одномандатный и многомандатный. Избирательный участок – это место проведения голосования. По закону число избирателей на одном участке должно быть не более 3 тысяч.
  3. Формирование избирательных комиссий: Центризбирком РФ – избирательная комиссия субъектов РФ – территориальная избирательная комиссия (ТИК) – участковая избирательная комиссия (УИК). Избиратели имеют непосредственное отношение с УИК, которые проводят подсчёт голосов и передают их в ТИК. ТИК в свою очередь передаёт данные в ИК субъекта РФ. И на заключительной ступени все избирательные комиссии субъектов РФ передают данные о голосах в ЦИК РФ, который всенародно оглашает результаты выборов.
  4. Составление списков избирателей участковыми избирательными комиссиями на основании сведений, выданных органами МСУ.
  5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Кандидат - самовыдвиженец, собравший необходимое количество подписей избирателей (не менее 1% от числа избирателей) может выдвинуться в период от 60 до 30 дней до дня голосования. Кандидату, выдвигаемому от партии, сбор подписей не требуется. Регистрируются кандидаты соответствующими избирательными комиссиями.
  6. Предвыборная агитация, в ходе которой кандидаты или партии знакомят народ со своими программами, проводят дебаты с соперниками, собрания и встречи с избирателями. Это очень важный этап избирательной кампании, когда каждый кандидат стремится привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. Всем кандидатам должны быть обеспечены равные условия для агитации. Агитация прекращается за сутки до дня голосования. По закону РФ за кандидата не могут агитировать должностные лица и органы власти. Как думаете почему?
  7. Голосование, подсчёт голосов и установление результатов. Голосование может проходить только в воскресенье. Время голосования с 08:00 до 20:00. На избирательных участках устанавливаются специальные кабины, в которых избиратель может проголосовать тайно. После голосования свой бюллетень нужно бросить в специальную урну для голосования, которую открывают только после закрытия избирательного участка. Вход на избирательный участок закрывается ровно в 20:00. А если к этому времени в помещении оказались избиратели, им дают право проголосовать. После их выхода участок закрывается, председатель изб/комиссии открывает урну и начинается подсчёт голосов в присутствии наблюдателей – полномочных представителей кандидатов.

Подготовка и проведение выборов финансируется из средств государственного бюджета и средств избирательного фонда каждого кандидата или партии.

 

Типы избирательных систем

 

Порядок проведения выборов зависит от типа избирательной системы: пропорциональной или мажоритарной.

Черты мажоритарной системы:

  • Страна делится на одномандатные избирательные округа, от которых избирается один кандидат или одна партия. Выборы по мажоритарной системе могут проводится и по двухмандатным округам.
  • Избиратели голосуют за конкретного кандидата или партию.
  • Побеждает кандидат или партия, набравший (-ая) большее количество голосов среди других (если выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства) или набравший (-ая) от 50%+1 голос (если выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства).
  • Кандидаты выдвигаются политическими партиями или путём самовыдвижения.
  • Применяется как на выборах должностных лиц (президента, главы субъекта РФ, главы муниципального образования РФ), так и на выборах в коллегиальные органы власти (Госдума РФ, законодательные органы субъектов РФ).
  • Депутаты несут прямую ответственность перед избирателями.

Есть у этой системы недостатки. Представим ситуацию, проводятся выборы в парламент по мажоритарной системе. Созданы 3 одномандатных избирательных округа с равным числом избирателей, допустим по 50 тыс. человек. На выборах представлены партии №1, №2, №3. По итогам голосования результаты оказались такими:

- в первом округе партия №1 набрала 10 тыс. голосов, партия №2 – 20 тыс. голосов, а партия №3 – 20 тыс. голосов;

- во втором округе партия №1 – 7 тыс. голосов, партия №2 – 23 тыс. голосов, партия №3 – 20 тыс. голосов;

- в третьем округе партия №1 – 13 тыс. голосов, партия №2 – 18 тыс. голосов, партия №3 – 19 тыс. голосов.

Итак, по результатам голосования партия №1 не набрала большинства ни в одном избирательном округе и мест в парламенте (мандатов) не получит.

Недостаток мажоритарной системы очевиден: у небольших партий очень мало шансов получить мандат, интересы их избирателей остаются без представительства. Этот недостаток ликвидируется пропорциональной избирательной системой.

 

Черты пропорциональной системы:

  • Создаётся единый федеральный избирательный округ – избирательный округ, включающий территорию всей страны на которой проводятся выборы.
  • Многомандатный избирательный округ – избирательный округ, от которого избирается несколько депутатов.
  • Избиратели голосуют не за кандидатов, а за политическую программу партии.
  • Голосование по партийным спискам.
  • Побеждают партии, прошедшие избирательный порог (5% голосов в РФ).
  • Мандаты распределяются пропорционально набранному проценту голосов.
  • У большинства партий есть шанс оказаться в парламенте и представлять интересы своих избирателей.
  • Применяется только на выборах в коллегиальные органы власти (Госдума РФ, законодательные органы субъектов РФ).

Но есть и недостаток: множество партий в парламенте могут мешать принятию единого решения.

 

В нашей стране применяется смешанная избирательная система, имеющая черты и мажоритарной, и пропорциональной. Выборы Президента РФ, глав субъектов РФ и глав муниципальных образований проводятся по мажоритарной системе.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ с 2016 года проводятся таким образом: одна половина депутатов (225) избирается по мажоритарной системе, другая половина по пропорциональной системе. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ создаётся:

  • 225 одномандатных избирательных округов, от которых победителями выходят по одному кандидату (мажоритарная система);
  • единый федеральный избирательный округ, от которого избираются депутаты пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (пропорциональная система).

Выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ проводятся по - разному в каждом субъекте РФ. Так, в большинстве субъектов РФ применяется смешанная избирательная система для проведения данных выборов, а в Республике Дагестан, Ингушетия, Чечня и некоторых других по пропорциональной системе.

 



Политический процесс

 

В динамично развивающемся обществе происходят различные процессы: экономические, правовые, политические и другие. Политический процесс представляет собой: цепь политических событий внутри политической системы; политическую деятельность, направленную на борьбу за власть и её реализацию; технологию принятия и исполнения политических решений.

 

В структуру политического процесса входят:

  • политические акторы (субъекты политики) – граждане, партии и движения, СМИ, профсоюзы, органы государственной власти, элитарные слои общества и др.;
  • объект политики – политические отношения, политические институты, индивиды и группы, включённые в политический процесс;
  • средства и методы – законы, выборы, реформы, митинги, восстания;
  • ресурсы – финансы, знания, идеология, поддержка народа.

 

Главной целью политического процесса является решение какой - либо политической проблемы. Достижение цели невозможно без постоянного взаимодействия политических акторов, одни из которых является инициаторами, а другие исполнителями. Существует несколько форм взаимодействия субъектов политики:

  • конфронтация – открытое противоборство,
  • компромисс, консенсус – взаимные уступки и согласие,
  • союз – дружеские отношения.

 

Стадии политического процесса:

  1. Формирование политического процесса – непрерывное изменение, обновление, смена общественно - политических состояний.
  2. Воспроизведение устоявшихся элементов политической системы, например, выборы Президента, назначение Премьер - министра.
  3. Разработка, принятие и исполнение политических решений (законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов).
  4. Контроль политического процесса.

 

Классификация политических процессов:

  • внутриполитические (например, выборы депутатов ГД) и внешнеполитические (например, конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами 1992 – 1995 гг.);
  • легальные и теневые;
  • демократические и недемократические;
  • консенсуальные (реформы) и конфликтные (революция, бунт, мятеж).

 

 

Политическое участие

 

Политическое поведение и участие


Действия или бездействия субъектов политики формируют политическое поведение. Оно бывает:

· индивидуальным, групповым и массовым;

· конструктивным и деструктивным;

· организованным и стихийным.


Формами отклоняющегося политического поведения являются протест, экстремизм и поведение в толпе. Политическое поведение регулируется государством и обществом. Способами регулирования со стороны государства являются законные ограничения прав, к примеру, запрет собираться на митинги с оружием. Общество регулирует политическое поведение с помощью устоявшихся демократических и моральных ценностей.

Политическое поведение включает в себя политическое участие – деятельность граждан, оказывающих влияние на политические процессы. Оно необходимо для того, чтобы органы государственного управления согласовывали принимаемые решения с желаниями и интересами населения. Существует две формы участия рядовых граждан в политике:

  • прямое (непосредственное) – личное обращение гражданина в органы государственной или местной власти; вступление в партию; участие на выборах и референдумах; участие на митингах, демонстрациях, шествиях;
  • опосредованное – выдвижение своего представителя для обращения в органы государственной или местной власти.


Политическое участие может быть индивидуальным или групповым, поддерживающим или оппозиционным, легальным или нелегальным. Характер политического участия зависит от господствующего в стране политического режима. Как вам известно, тоталитарное государство полностью держит под контролем такое участие, в авторитарных оно ограничено, а в демократических создаются все условия для вовлечения людей в политику. Постоянно участвуют в политике те, чья профессиональная деятельность связана с политикой. Некоторые участвуют эпизодически, например, посещают собрания, выходят на митинги, обращаются в органы государственной власти лично или через письма. Политическое участие может быть и разовым. Названы примеры активного политического участия. Есть ещё и пассивное участие – это нейтральное или негативное отношение к политике, связанное с низким образовательным уровнем человека, разочарованием, апатией (неприятием политики) и другими причинами.

Одним из важных форм политического поведения является электоральное – участие или отказ от участия на выборах. Последнее называется абсентеизмом и бывает двух видов: активный и пассивный. Активный заключается в отказе от участия на выборах, а пассивный характерен для безразличных к политическим процессам людей. Примеры: активный абсентеизм – гражданина Н. призывают прийти на выборы и проголосовать за кандидата Р., но он протестует и говорит, что не будет голосовать ни за одного кандидата, т.к. никто из них не вызывает доверия. Пассивный абсентеизм - гражданин Н. сказал, что придёт на выборы, но не пришёл, подумав, что его голос ничего не решит (низкий уровень политической и правовой культуры).


Политическая социализация и культура

 

Степень политического участия граждан зависит от уровня их политической социализации и культуры.

 

Политическая социализация – это процесс приобщения человека к политическим процессам, происходящим в обществе и формирования его политических позиций.

 

В политологии выделяются два этапа политической социализации:

  • Первичная социализация – на данном этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации. Велика роль семьи, школы, СМИ, а также друзей, которые влияют на формирование определённого отношения молодых людей к политике.
  • Вторичная социализация – этап приобретения самостоятельного политического опыта, когда человек меньше поддаётся чужому влиянию и самостоятельно формулирует мнения о политике, участвует в партиях, общественных объединениях. На данном этапе агентами социализации являются органы власти, профсоюзы, СМИ.

Политическая культура – комплекс представлений человека о политике, о ценностях, об ориентирах, о навыках, влияющих на его политическое поведение.

 

Элементами политической культуры являются политические знания, ценности и способы действий. Как важный социальный институт политическая культура выполняет ряд функций:

  • Функция социализации – усвоение индивидом политических знаний и норм и освоение политических форм поведения.
  • Интегративная функция – объединение индивидов и групп на основе общих идеологических взглядов.
  • Функция преемственности – сохранение, воспроизводство и передача молодым поколениям ценностей и норм политической культуры.
  • Регулятивная функция – координация поведение субъектов политики.
  • Контролирующая функция – осуществление контроля за выполнением политических норм, а также соблюдением ценностей и другие функции.

 

Существует три типа политической культуры:

  • традиционный (патриархальный) тип – человек не имеет политических знаний, мало воспринимает происходящие вокруг политические события и не выполняет своих политических ролей;
  • подданический тип – человек пассивно относится к политическим процессам, ожидая от государства благ или опасаясь наказаний;
  • активистский (демократический или гражданский) тип – человек активно участвует в политических процессах и выполняет политические роли.

 

Признаками развитой политической культуры человека являются осознание людьми необходимости защиты своих прав и интересов, т.е. высокая правовая культура; высокий уровень включённости в политическую жизнь общества; законопослушность, сотрудничество, толерантность.

 

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: