Виды власти с точки зрения ее социального уровня

ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе (физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти (то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма (от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные(насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

 

4.2 Понятие и признаки государства. Функции

 

Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.

 

Государство – это политический институт, организующий, координирующий и контролирующий жизнедеятельность людей и учреждений, а также обеспечивающий внутреннюю целостность и внешнюю безопасность своей территории.

 

Государство обладает рядом отличительных признаков:

  • Территория – часть земли, ограниченная государственной границей. К примеру, территория России составляет более 17 млн. кв.км. и граничит с 18 государствами, среди которых, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и др.
  • Суверенитет – независимость государственной власти в решении внутренних и внешних вопросов. Историческим примером нарушения суверенитета было военное вторжение Германии на территорию СССР без объявления войны.
  • Публичная власть – власть, адресованная народу и служащая её интересам. Защита публичных интересов обеспечивается Конституцией – основным законом РФ, принятым 12 декабря 1993 года и обладающим высшей юридической силой.
  • Аппарат управления и аппарат принуждения – органы государственной власти, решающие конкретные задачи и осуществляющие конкретные функции государства. Например, Госдума РФ обсуждает и принимает законопроекты, назначает на должность и освобождает от неё Председателя Центробанка, Председателя Счетной палаты и т.д.
  • Наличие монопольных прав – издание законов, сбор налогов, эмиссия денег.

 

Функции государства

 

Функции государства, связанные с осуществлением власти делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

  • Правовая – издание нормативно-правовых актов и контроль за их соблюдением. Пример реализации: в РФ принят ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель имеет право на безопасность товара для жизни и здоровья. Для осуществления контроля над соблюдением данного закона создан специальный орган Роспотребнадзор.
  • Политическая – обеспечение общественного порядка и стабильности, консолидация общества. Пример реализации: Конституция РФ гарантирует гражданам и организациям безопасное участие на митингах, в забастовках, оппозиционных движениях.
  • Экономическая – государственное регулирование хозяйственной и производственной жизни страны, стимулирование предпринимательской активности граждан. Пример реализации: разработка Правительством РФ и утверждение Федеральным Собранием Государственного бюджета РФ, а также контроль над его реализацией.
  • Социальная – обеспечение нормальных условий жизни населения путём выработки и осуществления образовательных, здравоохранительных, культурных программ, мер социальной поддержки. Примеры реализации: предоставление материнского капитала, повышение МРОТ, льготное ипотечное кредитование молодых семей.
  • Правоохранительная – деятельность специальных органов государства, направленная на обеспечение соблюдения законных предписаний всеми членами общества. Пример реализации: сотрудники полиции задержали гражданина Г., подозреваемого в краже.
  • Экологическая – деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных богатств во благо общества. Пример реализации: согласно статье 250 УК РФ загрязнение источников питьевого водоснабжения, повлекшее причинение существенного вреда животному или растительному миру наказывается штрафом в размере до 80 т.р.
  • Культурно – воспитательная – деятельность по реализации культурных прав и свобод граждан (на образование, творчество, доступ к культурным ценностям, культурный досуг) а также воспитание духовно – нравственных законопослушных граждан. Пример реализации: празднование Дня Победы, государственная поддержка музеев, театров и других культурных учреждений.

 

К внешним функциям относятся:

  • Оборона страны и обеспечение национальной безопасности. Пример реализации: определение Военной доктрины – военно - политических, военно - стратегических и военно - экономических основ, обеспечивающих военную безопасность РФ.
  • Дипломатические отношения, защита интересов государства на международной арене. Пример реализации: участие РФ в деятельности ООН, рабочие выезды министра иностранных дел РФ в иностранные государства и пр.
  • Внешнеэкономическая деятельность. Пример реализации: создание Таможенного союза между Россией, Киргизией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией в целях торгово - экономической интеграции и ликвидации таможенных пошлин.
  • Участие в решении глобальных проблем современности. Примеры реализации: Совместная с другими странами - участницами ООН работа России по организации экологически чистого производства. Ратификация Россией Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления.

Форма государства

 

Форма государства – это внутренняя структура государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления характеризует способ образования государственных органов, форма государственного устройства определяет территориальное строение государства, а политический режим определяет средства и методы управления государством и обществом.

Существуют две формы правления: монархия (наследуемая власть) и республика (выборная власть). Монархия бывает абсолютная и конституционная. В абсолютной монархии монарх правит единолично, сосредотачивает в своих руках законодательные, исполнительные и судебные функции, его власть не имеет ограничений. Примеры абсолютной монархии: Россия до февраля 1917 года, современная Саудовская Аравия. В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. Существует два типа конституционной монархии: дуалистическая и парламентарная. В дуалистической имеются две властвующие силы: монарх и парламент. Законы издаёт парламент, монарх принимает важные решения: назначает Правительство, распускает Парламент, может наложить вето на принятый закон. Пример дуалистической монархии: Марокко. В парламентарной монархии монарх осуществляет преимущественно представительные функции, а властными полномочиями не обладает. Например, министр может не утвердить указ монарха и не исполнить его. Здесь сильна роль парламента. Правительство формируется парламентом, а назначается монархом. Пример парламентарной монархии: Великобритания.

 

Республика бывает трёх типов: парламентская, президентская и смешанная. В парламентской республике сильна роль Парламента. Этот орган формирует Правительство из парламентского большинства партий, выносит вотум недоверия Правительству. Фактическим главой государства здесь является не президент, а премьер - министр (лидер партии), которого назначает Парламент. Президент в основном выполняет представительные функции (представляет своё государство на международной арене). Но при наступлении определённых обстоятельств Президент может распустить Парламент и объявить досрочные выборы. Примеры парламентской республики: Германия, Турция. В президентской республике сильна роль Президента. Он является главой государства и главой исполнительной власти, значит должность премьер - министра отсутствует. Президент не несёт ответственности перед Парламентом и не имеет права его распустить. Пример президентской республики: США. Смешанная или парламентско - президентская республика сочетает признаки первых двух типов. Пример смешанной республики: Россия. В нашей стране Президент избирается всенародным голосованием, становится главой государства и не входит ни в одну ветвь государственной власти. Парламент утверждает премьер – министра (главу Правительства), кандидатуру которого представляет Президент. Правительство ответственно как перед Парламентом, так и перед Президентом. Парламент может вынести вотум недоверия Правительству.

 

Существуют две формы государственного устройства: унитарное государство, федерация. Унитарное государство имеет одноуровневую систему государственных органов и одноуровневое законодательство. Это значит, что в государстве функционируют единые центральные органы власти: один Парламент, одно Правительство, один глава государства, а региональные органы власти отсутствуют. Также в унитарном государстве действуют единая Конституция и единые законы. Из этого следует, что административно – территориальные единицы государства (округа, уезды) не обладают суверенитетом и всецело подчинены централизованным органам власти. По этой причине Парламент в таких государствах имеет одну палату. Нужно иметь ввиду то, что в рамках местного самоуправления автономия допускается. Примерами унитарных государств являются Франция, Греция, Украина, Япония.

 

Ясно, что унитарная форма устройства возможна лишь в малочисленных государствах. А в государствах с большой численностью населения формой государственного устройства является федерация – союзное государство. В отличие от унитарного государства федерация имеет двухуровневую систему государственных органов (Федеральное Собрание РФ – Народное собрание РД, Правительство РФ – Правительство Калужской области) и двухуровневую систему законодательства (Конституция РФ – Конституция Республики Адыгея). Таким образом, в федерации имеются центральные и региональные уровни органов власти и законодательства. Значит административно – территориальные единицы (субъекты) федерации обладают суверенитетом, хотя и ограниченным. Парламент федерации состоит из двух палат, нижняя палата представляет интересы субъектов федерации. Примерами федерации являются Россия, США, Канада, Бразилия, Германия и др.

 

Политический режим бывает двух типов: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный). О них сказано на отдельном уроке «4.4.Типология политических режимов».

 

4.3 Политика и политическая система

 

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.

 

Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

 

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы(обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

 

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

 

Функции и виды политической системы

 

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

 

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

 

 

 

Политический режим

 

Политический режим - это совокупность методов, форм и средств, которые применяются властвующими органами для управления обществом и государством.


Политический режим позволяет судить о принципах политического устройства государства, он характеризует политический климат в стране. Политические режимы различаются:

  • средствами и способами осуществления политической власти;
  • уровнем прав и свобод граждан;
  • характером взаимоотношений государства и общества;
  • процедурой отбора политических лидеров и правящей элиты;
  • способами регулирования социальных конфликтов;
  • степенью политической активности населения;
  • степенью гласности деятельности государственных органов и т.д.

Исходя из перечисленных различий политические режимы делятся на демократический и антидемократический. На данном уроке рассмотрим типы антидемократических режимов. Их два: тоталитарный и авторитарный.


Тоталитарный режим

Признаками тоталитарного режима являются:

  • Полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества (примеры: при Сталине в СССР, Гитлере в Германии).
  • Обязательная идеология и единственная политическая партия (примеры: КПСС в СССР, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в Германии).
  • Права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются, народ полностью подчиняется приказу сверху. Существует жёсткая цензура, пресекается инакомыслие, оппозиция не допускается, осуществляется слежка за верующими. Вспомним режим Сталина. Человека преследовали за то, что он выделился среди других своим имуществом. Не было свободы даже в выборе рода занятий, представьте, хотел парень заниматься футболом, а его насильно отправляли на гимнастику. А как мог быть осуществлён тотальный контроль над каждым гражданином огромной страны? Для осуществления слежки за каждым существовала номенклатура – многочисленные негласные работники, поощрявшие донос.
  • Исполнение приказов обеспечивается карательными мерами и массовыми репрессиями (наказывали целыми семьями и даже нациями).
  • Монополизация экономики, государственная собственность на средства производства.

Таким образом, тоталитарная власть – это власть, не знающая границ и контроля.

 

Авторитарный режим

Признаками авторитарного режима являются:

  • В отличие от тоталитарного при авторитарном режиме полный контроль осуществляется только над политикой, в другие сферы власть не вмешивается (примеры: режим Петра I в царской России, режим Николая II в Российской Империи, режим Аугусто Пиночета в Чили 1970-х годов).
  • Диктатура власти осуществляется одним лицом или узкой группой лиц при минимальном участии населения.
  • Существует формальное разделение властей, которое отвергается или игнорируется.
  • Политические права и свободы граждан также носят формальный характер.
  • Управление обществом осуществляется командными, приказными методами, но массовые репрессии, характерные для тоталитарного режима, отсутствуют.
  • Оппозиция запрещена или подвергается цензуре.
  • Велика роль армии и церкви.

 

 

4.5 Понятие и признаки демократии

 

Слово «демократия» греческого происхождения, означающее «власть народа», стало сегодня самым популярным во всех странах мира.

 

Демократия – это политический режим, признающий источником власти волю народа.

 

Признаками демократического режима являются:

  • Народовластие – народ выбирает президента страны и депутатов, формирующих законодательный орган государства (парламент). Избранные органы власти действуют во благо и в интересах народа. Народ обращается в органы государственной власти с предложениями, заявлениями, жалобами; организует митинги, демонстрации и тем самым участвует в управлении государством.
  • Верховенство закона – действия всех граждан и групп основаны на законе и не нарушают его.
  • Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
  • Парламентаризм – разделение полномочий парламента (законодательной власти) и правительства (исполнительной власти) при преимуществе парламента, формирующего правительство из парламентского большинства (членов партий, которые по результатам выборов заняли большее число мест в парламенте).
  • Высокая степень реализации всех прав и свобод граждан, их гарантированность.
  • Многопартийность и плюрализм. Многопартийность означает, что в государстве существуют правящая и оппозиционные партии. Плюрализм – признание множественности мнений, идеологий.
  • Всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
  • Правовое государство и гражданское общество.
  • Рыночная экономика, свобода конкуренции и ценообразования.
  • Многообразие форм собственности: частной, муниципальной, государственной и иных форм (например, в РФ к иным формам относятся собственность профсоюзов, собственность религиозных организаций).

Высшими ценностями демократии являются человек, его жизнь, права и свободы, честь и достоинство; равноправие и законность; гласность и открытость; плюрализм.

 

Формы демократии

 

Впервые демократия возникла в городах-государствах Древней Греции и Древнего Рима, в которых законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежали собранию всех граждан. Политический или иной вопрос решался прямым голосованием (выкрикиванием) граждан. Участвовать на собрании и голосовать не могли женщины, дети, рабы и неграждане (метеки, то есть иностранцы).

На сегодняшний день существуют две формы демократии:

  • прямая, когда граждане непосредственно инициируют, принимают и исполняют решения. Примеры прямой демократии: сход жителей села или города, референдум, выборы, обращения в органы государственной власти и др.
  • представительная, когда граждане опосредованно участвуют в решении государственных вопросов, через избранных представителей. Примеры представительной демократии: принятие законов или государственного бюджета парламентом, выдвижение народом своих представителей в кандидаты на должности государственной власти или МСУ, формирование состава правительства парламентом и др.

 

 

Правовое государство и гражданское общество являются признаками демократии. Правовое государство формируется властными органами, а гражданское общество формируется народом.

 

4.6  Правовое государство

Правовое государство зиждется на верховенстве закона и направлено на защиту прав и свобод граждан.

 

Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

  • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
  • суверенитет государства;
  • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
  • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
  • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
  • наличие развитых институтов гражданского общества.


Гражданское общество

 

Гражданское общество – это некоммерческие и независимые от государства добровольные объединения людей, созданные в целях защиты прав и свобод граждан.

 

Условиями формирования гражданского общества являются демократический режим власти; высокий уровень образования, правовой культуры и политической активности граждан; свободное общественное мнение и плюрализм; свободное развитие СМИ; самоуправление.

Гражданское общество держится на независимых от власти интеллектуалах и критиках, которые борются за улучшение тех или иных прав граждан. Они создают различные институты гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • общественные организации и объединения;
  • органы местного самоуправления (МСУ), в числе которых мэрия города, администрация села;
  • СМИ;
  • творческие ассоциации, союзы, религиозные объединения;
  • профсоюзы;
  • семья;
  • воспитательные и образовательные организации.

 

Значение институтов гражданского общества велико, они выполняют такие важные для нормальной жизнедеятельности общества и государства функции, как:

  • контроль за работой органов государственной власти;
  • защита частных интересов граждан, правозащитная деятельность;
  • общественная экспертиза законопроектов;
  • мониторинг и анализ проводимых властью реформ;
  • реализация социальных проектов и решение социальных проблем;
  • активное участие в деятельности органов МСУ.

 

4.7 Политическая элита

 

Термин «элита» франц. происхождения «elite» означает «лучший, избранный». Элитарный слой общества составляют крупные владельцы фирм, банкиры (экономическая элита), командный состав армии (военная элита), выдающиеся учёные и деятели культуры (научная и культурная элита), великие спортсмены, владельцы СМИ. Одной из частей общества является и политическая элита.

 

Политическая элита – это привилегированная группа, занимающая руководящие посты в государстве и принимающая властные, управленческие решения.

 

В состав этой группы входят глава государства, депутаты парламента, министры, лидеры партий, государственные чиновники. В отличие от других субъектов политики они обладают политической властью, организаторскими полномочиями, харизмой, высоким социальным положением и статусом. Политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлита). По занимаемым должностям на высшую (президент) – среднюю (губернатор области) – низшую (глава района).

 

Механизм формирования (рекрутирование) и характер политической элиты определяется типом политического режима. В авторитарных государствах правящая элита стремится закрепить своё положение. А в демократических, наоборот, стремится к обновлению и формируется выборным путём. От деятельности элиты зависит ход развития общества и государства. Она призвана создавать эффективную политическую систему, поддерживать её стабильность и обеспечивать демократический путь развития.

 

Функции политической элиты

 

Основными функциями политической элиты являются:

 

  • стратегическая функция (определение стратегии развития общества и выработка программы политических реформ, направленных на решение назревших проблем и задач);
  • организационная функция (мобилизация масс для практической реализации утверждённой программы политического развития общества, руководство и управление обществом);
  • коммуникативная функция (выражение социальных интересов в программе развития, а также обеспечение каналов взаимосвязи власти и народа);
  • интегративная функция (объединение общества в единое целое, обеспечение её стабильности, предотвращение и разрешение конфликтов);
  • функция рекрутирования (выдвижение политических лидеров).

 

Политическая элита выдвигает политических лидеров, о них вы узнаете из темы 4.13 Политическое лидерство.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: