Лексика и фразеология

ВВЕДЕНИЕ

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам конспекты уроков русского языка в VIII классе по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. В своих разработках уроков составитель предлагает использование различных методов и приемов изучения и закрепления учебного материала, несколько вариантов групповой работы на уроках, учебных игр. В конспектах вертикальной чертой обозначены комментарии для учителя, которые ни в коей мере не являются регламентом и могут не учитываться, а текст упражнения учитель может использовать по своему усмотрению.

На уроках составитель предлагает использовать различного рода карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в парах или группах, а также сигнальные карточки (различных цветов, «+» и «-», с цифрами от 1 до 10), что значительно ускоряет и облегчает проверку выполненных заданий и позволяет учителю видеть работу всего класса одновременно.

Пусть не покажется странным изучение материала по развитию речи не по порядку следования параграфов учебника. Составитель попробовала сочетать изучение теоретического материала по пунктуации с изучением речеведческого материала, например, изучаются § 166, 167 (Порядок слов в предложении, логическое ударение), и тут же на уроке развития речи изучается § 9 (Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении); изучается в IV четверти тема «Предложения с обращением», § 200, и параллельно на уроках развития речи изучается § 10 «Обращение как средство связи предложений в тексте».

В конспектах использованы следующие сокращения:

учебник «П» — учебник «Русский язык: Практика. 8 класс». Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

учебник «Т» — учебник «Русский язык: Теория. 5-9 классы». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,2003.

учебник «Р» — учебник Никитиной Е.И. «Русская речь: Развитие речи. 8 класс». — 7 изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

Д. — материал, записанный заранее на доске.

 

 

Тематическое планирование

I ЧЕТВЕРТЬ

(23 ч + 4 ч «Развитие речи»)

 

№ урока Тема урока Тип урока Домашнее задание

Повторенпие изученного в V-VII классах (7 ч + 2 ч)

1 Лексика и фразеология Повторение С.7, упр. 5
2-3 Морфемика и орфография Повторение 1) Задание по группам: I гр. – сообщение об орфограммах в корне; II гр. – в суффиксах; III гр. – в приставках; IV гр. – в окончаниях и «ь» на конце. карточки с заданиями по 8 слов;
4-5 Морфология Повторение Упр. 30, с. 16 Упр. 33, с. 18
6 Синтаксис Повторение Упр.38, с.19
7 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль  
8-9 Текст. Микротекст. Микротема. Изложение, близкое к тексту Развитие речи Учебник «Развитие речи», с. 170, упр. 261.

Синтаксис и пунктуация.

Введение (3 ч)

10 Виды связи. Объяснение нового § 156, 157, упр. 45, с. 47;
11-12 Способы подчинительной связи Комбинированный 1) § 158, упр. 52, с. 26; 2) упр. 53, с. 27

Словосочетание и предложение (5 ч + 2 ч)

13 Основные виды словосочетаний Комбинированный 1) § 159—160, упр. 64, с. 32 из упр. 58 на с. 29 — 2-е задание;
14 Цельные словосочетания   2) § 159—160 упр. 59, с. 30 и упр. 65, с. 32;
15 Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске Повторение упр. 72, с. 37 и упр. 73, с. 38;
16 Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении Комбинированный § 156—167, упр. 79, с. 41.
17 Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» Контроль учебник «Р», § 9, с. 87—88; упр. 149 нас. 93.
18-19 Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. Развитие речи домашнее сочинение по темам упр. 135. учебник «Развитие речи»

Повторим орфографию (1 ч)

20 Орфограммы корня Урок-практикум § 17, упр. 98, с. 48.

Главные члены предложения (7 ч)

21 Подлежащее и способы его выражения Объяснение нового Упр. 107 и 108, с. 52, § 168, § 17 — повторить;
22-24 Сказуемое и его основные типы Комбинированный (1—2-й уроки). Закрепление (3-й ур.) 1) § 170—171 упр. 116 и упр. 118, 172; 2) § 169—173, составить карточку-задание из 6 предложений; 3) § 17 повторить, упр. 125, с. 57.
25 Тире между подлежащим и сказуемым Объяснение нового § 174, упр. 133
26 Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» Обобщение § 161—174 повторить, упр. 136, задание № 1 — письменно.
27 Контрольный диктант грамматическим заданием Контроль § 18 — повторить

 

II ЧЕТВЕРТЬ

(22 ч +2 ч «Развитие речи»)

 

28 Второстепенные члены предложения. Определение Комбинированный § 175, упр. 150 — устно, упр. 151 — письменно;
29 Согласованные и несогласованные определения Закрепление изученного § 175, упр. 148;
30-31 Приложение Объяснение нового.   Закрепление изученного § 176, упр. 161, задания 1, 2 — устно; § 176, упр. 156 – устно, упр. 160 – письменно;
32 Дополнение Комбинированный § 18 — повторить, § 177, упр. 164.
33-34 Сжатое изложение с элементом сочинения Развитие речи Заготовить таблицы по видам обстоятельств;
35-36 Обстоятельство. Виды обстоятельств. Комбинированный. Закрепление изученного. § 178, упр. 171 § 178, упр. 174. Составить три вопроса по теме;
37 Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» Обобщение § 175—179, упр. 177, упр. 179 (устно).
38 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль  

Повторим орфографию (1 ч)

39 Повторим орфографию. Орфограммы в приставках Урок-игра Упр. 187.

Односоставные предложения (5 ч)

40 Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения Объяснение нового § 180—181, упр. 197; составить два подч-х словосочет.;
41 Неопределенно-личные предложения Объяснение нового § 182, упр. 208;
42 Безличные предложения Объяснение нового § 183, упр. 220 — устно, упр. 219 — письменно, принести учебник «Р»;
43 Назывные предложения Объяснение нового § 184, упр. 232 — письменно, упр. 218 —устно;
44 Обобщение по теме «Односоставные предложения» Обобщение § 179, упр. 233, сделать таблицу.

Полные и неполные предложения (1 ч)

45 Особенности строения полных и неполных предложений Объяснение нового § 185, упр. 245

Предложения с однородными членами (10 ч + 2 ч)

46-47 Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения Комбинированный. Закрепление изученного § 186—187, упр. 262 (письменно), упр. 265 (устно); § 186—187, упр. 271, 270; § 21 — повторить;
48-49 Обобщающие слова при однородных членах предложения Комбинированный. Закрепление изученного § 189 упр. 278 (письменно), упр. 276 (устно). Принести учебник «Р»; § 188—189— повторить, упр. 280 + составить карточки-задания из 6 предложений;
50 Знаки препинания в предложениях с однородными членами Урок-практикум § 186—188, упр. 274.
51 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль  

 

III ЧЕТВЕРТЬ

(21 ч + 7 ч «Развитие речи»)

 

Продолжение темы (6 ч + 1 ч)

52 Однородные члены предложения как средство выразительности речи Развитие речи Задание № 2, с. 175 (домашнее сочинение), употребить в работе однородные члены.
53-55 Однородные и неоднородные определения Объяснение нового. Закрепление изученного § 189, упр. 288 (письм.); упр. 289 (устно); § 189 (повт.), упр. 291 (письм.); упр. 296 (в № 12—15) устно; § 189 — повтор.; упр. 295 (письм.); упр. 296 (в № 1—8) устно;
56 Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» Обобщение изученного § 186—189 — повтор.; упр. 488.
57 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль знаний  
58 Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах Урок-игра § 190, подобрать примеры (устно).

Обособленные члены предложения (14 ч + 6 ч)

59 Понятие об обособлении Объяснение нового § 190—191 учить, § 176 — повторить; упр. 314;
60-61 Обособление согласованных определений Комбинированный § 192 — учить; упр. 321—322 — письменно;
62 Обособление несогласованных определений Комбинированный § 193, упр. 338; § 176 — повторить и принести учеб. «Р», одному из учащихся подгот. упр. 113 из учеб. «Р» (устно);
63-64 Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием Развитие речи упр. 118, учеб. «Р»;
65-66 Обособление приложений Комбинированный, закрепление изученного § 194 — учить, упр. 349 (письм.), 354 (устно); § 191—194, упр. 356 (письм.); упр 359 (1—10 строчки) устно; § 177—повторить;
67-68 Обособление дополнений Комбинированный. Закрепление изученного § 195, упр. 362 («П».), словарный диктант (слова со стр. 136—158); § 195, упр. 364; § 143—повторить;
69-70 Обособление деепричастных оборотов Комбинированный § 196, упр. 372; § 196, упр. 379; принести учеб. «Р», текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
71-72 Рассуждение. Сравнение разновидность рассуждения (сочинение) Развитие речи Оформить сочинение набело;
73-74 Обособление обстоятельств Комбинированный § 197, упр. 384 (письм.), упр. 502 (уст.); § 190-197 - повт., упр. 386;
75-76 Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» Обобщение изученного § 190—197 — повторить, упр. 498, упр. 495, 503.
77 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль знаний Принести учебник «Р».
78-79 Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) Развитие речи Оформить свои сочинения набело.

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

(19 ч + 4 ч «Развитие речи»)

 

Продолжение темы

80-82 Обособление уточняющих членов предложения Изучение нового, закрепление изученного § 198, упр. 391 (письм.), упр. 392 (уст.); § 190—198 — повтор.; упр. 399, 402 (письм.), упр. 504, с. 266 «П»;
83 Повторим орфографию. Слитное написание слов Урок-практикум § 23 — повтор; упр. 506 (1—3 абзацы).

Вводные слова, предложения (3 ч)

84-86 Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями Комбинированный § 199, упр. 420, § 199, упр. 432 (письм.), упр. 438 (уст.), § 199, упр. 508, § 22— повтор.

Обращение (2 ч + 2 ч)

87-88 Предложения с обращениями Комбинированный § 200, упр. 446 (письм.), упр. 445 (уст.); § 200, упр. 455, принести учебник «Р», текст поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
89-90 Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений Развитие речи Учеб. «Р», упр. 270, стр. 178.

Слова-предложения (1 ч)

91 Особенности слов-предложений Комбинированный § 198—201, упр. 463;
92 Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обобшениями» Обобщение изученного § 198—200 — повторить, упр. 509;
93 Контрольный диктант с грамматическим заданием Контроль § 158—160, § 180— 185 — повторить, составить по три карточки с заданиями.

Повторение изученного в VIII классе (6 ч + 2 ч)

94-95 Словосочетание. Односоставные и неполные предложения Урок-практикум § 186—189 — повторить, упр. 467, упр 469;
96 Предложения с однородными членами Повторение упр. 471 (письм.), упр. 473 (уст.), принести учеб. «Р».
97-98 Психологический портрет. Сочинение-описание Развитие речи Переписать сочинение.
99 Предложения с обособленными членами предложения Повторение § 199—201 — повторить, упр. 481
100 Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями Повторение Подготовиться к итоговому диктанту
101 Итоговый контрольный диктант Контроль  
102 Резервный урок    

 

1 ЧЕТВЕРТЬ (23 ч + 4 ч «Развитие речи»)

Урок 1

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Цели: активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски; о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» (Уроки литературы. — № 5. — 2001/ Приложение к журналу «Литература в школе»).

 

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: