ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам конспекты уроков русского языка в VIII классе по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. В своих разработках уроков составитель предлагает использование различных методов и приемов изучения и закрепления учебного материала, несколько вариантов групповой работы на уроках, учебных игр. В конспектах вертикальной чертой обозначены комментарии для учителя, которые ни в коей мере не являются регламентом и могут не учитываться, а текст упражнения учитель может использовать по своему усмотрению.
На уроках составитель предлагает использовать различного рода карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в парах или группах, а также сигнальные карточки (различных цветов, «+» и «-», с цифрами от 1 до 10), что значительно ускоряет и облегчает проверку выполненных заданий и позволяет учителю видеть работу всего класса одновременно.
Пусть не покажется странным изучение материала по развитию речи не по порядку следования параграфов учебника. Составитель попробовала сочетать изучение теоретического материала по пунктуации с изучением речеведческого материала, например, изучаются § 166, 167 (Порядок слов в предложении, логическое ударение), и тут же на уроке развития речи изучается § 9 (Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении); изучается в IV четверти тема «Предложения с обращением», § 200, и параллельно на уроках развития речи изучается § 10 «Обращение как средство связи предложений в тексте».
|
|
В конспектах использованы следующие сокращения:
учебник «П» — учебник «Русский язык: Практика. 8 класс». Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.
учебник «Т» — учебник «Русский язык: Теория. 5-9 классы». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа,2003.
учебник «Р» — учебник Никитиной Е.И. «Русская речь: Развитие речи. 8 класс». — 7 изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.
Д. — материал, записанный заранее на доске.
Тематическое планирование
I ЧЕТВЕРТЬ
(23 ч + 4 ч «Развитие речи»)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание | ||
Повторенпие изученного в V-VII классах (7 ч + 2 ч) | |||||
1 | Лексика и фразеология | Повторение | С.7, упр. 5 | ||
2-3 | Морфемика и орфография | Повторение | 1) Задание по группам: I гр. – сообщение об орфограммах в корне; II гр. – в суффиксах; III гр. – в приставках; IV гр. – в окончаниях и «ь» на конце. карточки с заданиями по 8 слов; | ||
4-5 | Морфология | Повторение | Упр. 30, с. 16 Упр. 33, с. 18 | ||
6 | Синтаксис | Повторение | Упр.38, с.19 | ||
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль | |||
8-9 | Текст. Микротекст. Микротема. Изложение, близкое к тексту | Развитие речи | Учебник «Развитие речи», с. 170, упр. 261. | ||
Синтаксис и пунктуация.
Введение (3 ч) | |||||
10 | Виды связи. | Объяснение нового | § 156, 157, упр. 45, с. 47; | ||
11-12 | Способы подчинительной связи | Комбинированный | 1) § 158, упр. 52, с. 26; 2) упр. 53, с. 27 | ||
Словосочетание и предложение (5 ч + 2 ч) | |||||
13 | Основные виды словосочетаний | Комбинированный | 1) § 159—160, упр. 64, с. 32 из упр. 58 на с. 29 — 2-е задание; | ||
14 | Цельные словосочетания | 2) § 159—160 упр. 59, с. 30 и упр. 65, с. 32; | |||
15 | Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске | Повторение | упр. 72, с. 37 и упр. 73, с. 38; | ||
16 | Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении | Комбинированный | § 156—167, упр. 79, с. 41. | ||
17 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | Контроль | учебник «Р», § 9, с. 87—88; упр. 149 нас. 93. | ||
18-19 | Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. | Развитие речи | домашнее сочинение по темам упр. 135. учебник «Развитие речи» | ||
Повторим орфографию (1 ч) | |||||
20 | Орфограммы корня | Урок-практикум | § 17, упр. 98, с. 48. | ||
Главные члены предложения (7 ч) | |||||
21 | Подлежащее и способы его выражения | Объяснение нового | Упр. 107 и 108, с. 52, § 168, § 17 — повторить; | ||
22-24 | Сказуемое и его основные типы | Комбинированный (1—2-й уроки). Закрепление (3-й ур.) | 1) § 170—171 упр. 116 и упр. 118, 172; 2) § 169—173, составить карточку-задание из 6 предложений; 3) § 17 повторить, упр. 125, с. 57. | ||
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | Объяснение нового | § 174, упр. 133 | ||
26 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | Обобщение | § 161—174 повторить, упр. 136, задание № 1 — письменно. | ||
27 | Контрольный диктант грамматическим заданием | Контроль | § 18 — повторить |
II ЧЕТВЕРТЬ
(22 ч +2 ч «Развитие речи»)
28 | Второстепенные члены предложения. Определение | Комбинированный | § 175, упр. 150 — устно, упр. 151 — письменно; |
29 | Согласованные и несогласованные определения | Закрепление изученного | § 175, упр. 148; |
30-31 | Приложение | Объяснение нового. Закрепление изученного | § 176, упр. 161, задания 1, 2 — устно; § 176, упр. 156 – устно, упр. 160 – письменно; |
32 | Дополнение | Комбинированный | § 18 — повторить, § 177, упр. 164. |
33-34 | Сжатое изложение с элементом сочинения | Развитие речи | Заготовить таблицы по видам обстоятельств; |
35-36 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | Комбинированный. Закрепление изученного. | § 178, упр. 171 § 178, упр. 174. Составить три вопроса по теме; |
37 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | Обобщение | § 175—179, упр. 177, упр. 179 (устно). |
38 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль | |
Повторим орфографию (1 ч) | |||
39 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | Урок-игра | Упр. 187. |
Односоставные предложения (5 ч) | |||
40 | Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения | Объяснение нового | § 180—181, упр. 197; составить два подч-х словосочет.; |
41 | Неопределенно-личные предложения | Объяснение нового | § 182, упр. 208; |
42 | Безличные предложения | Объяснение нового | § 183, упр. 220 — устно, упр. 219 — письменно, принести учебник «Р»; |
43 | Назывные предложения | Объяснение нового | § 184, упр. 232 — письменно, упр. 218 —устно; |
44 | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | Обобщение | § 179, упр. 233, сделать таблицу. |
Полные и неполные предложения (1 ч) | |||
45 | Особенности строения полных и неполных предложений | Объяснение нового | § 185, упр. 245 |
Предложения с однородными членами (10 ч + 2 ч) | |||
46-47 | Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения | Комбинированный. Закрепление изученного | § 186—187, упр. 262 (письменно), упр. 265 (устно); § 186—187, упр. 271, 270; § 21 — повторить; |
48-49 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Комбинированный. Закрепление изученного | § 189 упр. 278 (письменно), упр. 276 (устно). Принести учебник «Р»; § 188—189— повторить, упр. 280 + составить карточки-задания из 6 предложений; |
50 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок-практикум | § 186—188, упр. 274. |
51 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль |
|
|
III ЧЕТВЕРТЬ
(21 ч + 7 ч «Развитие речи»)
Продолжение темы (6 ч + 1 ч) | |||
52 | Однородные члены предложения как средство выразительности речи | Развитие речи | Задание № 2, с. 175 (домашнее сочинение), употребить в работе однородные члены. |
53-55 | Однородные и неоднородные определения | Объяснение нового. Закрепление изученного | § 189, упр. 288 (письм.); упр. 289 (устно); § 189 (повт.), упр. 291 (письм.); упр. 296 (в № 12—15) устно; § 189 — повтор.; упр. 295 (письм.); упр. 296 (в № 1—8) устно; |
56 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Обобщение изученного | § 186—189 — повтор.; упр. 488. |
57 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль знаний | |
58 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Урок-игра | § 190, подобрать примеры (устно). |
Обособленные члены предложения (14 ч + 6 ч) | |||
59 | Понятие об обособлении | Объяснение нового | § 190—191 учить, § 176 — повторить; упр. 314; |
60-61 | Обособление согласованных определений | Комбинированный | § 192 — учить; упр. 321—322 — письменно; |
62 | Обособление несогласованных определений | Комбинированный | § 193, упр. 338; § 176 — повторить и принести учеб. «Р», одному из учащихся подгот. упр. 113 из учеб. «Р» (устно); |
63-64 | Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием | Развитие речи | упр. 118, учеб. «Р»; |
65-66 | Обособление приложений | Комбинированный, закрепление изученного | § 194 — учить, упр. 349 (письм.), 354 (устно); § 191—194, упр. 356 (письм.); упр 359 (1—10 строчки) устно; § 177—повторить; |
67-68 | Обособление дополнений | Комбинированный. Закрепление изученного | § 195, упр. 362 («П».), словарный диктант (слова со стр. 136—158); § 195, упр. 364; § 143—повторить; |
69-70 | Обособление деепричастных оборотов | Комбинированный | § 196, упр. 372; § 196, упр. 379; принести учеб. «Р», текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». |
71-72 | Рассуждение. Сравнение разновидность рассуждения (сочинение) | Развитие речи | Оформить сочинение набело; |
73-74 | Обособление обстоятельств | Комбинированный | § 197, упр. 384 (письм.), упр. 502 (уст.); § 190-197 - повт., упр. 386; |
75-76 | Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» | Обобщение изученного | § 190—197 — повторить, упр. 498, упр. 495, 503. |
77 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль знаний | Принести учебник «Р». |
78-79 | Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения (сочинение) | Развитие речи | Оформить свои сочинения набело. |
|
|
IV ЧЕТВЕРТЬ
(19 ч + 4 ч «Развитие речи»)
Продолжение темы | |||
80-82 | Обособление уточняющих членов предложения | Изучение нового, закрепление изученного | § 198, упр. 391 (письм.), упр. 392 (уст.); § 190—198 — повтор.; упр. 399, 402 (письм.), упр. 504, с. 266 «П»; |
83 | Повторим орфографию. Слитное написание слов | Урок-практикум | § 23 — повтор; упр. 506 (1—3 абзацы). |
Вводные слова, предложения (3 ч) | |||
84-86 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Комбинированный | § 199, упр. 420, § 199, упр. 432 (письм.), упр. 438 (уст.), § 199, упр. 508, § 22— повтор. |
Обращение (2 ч + 2 ч) | |||
87-88 | Предложения с обращениями | Комбинированный | § 200, упр. 446 (письм.), упр. 445 (уст.); § 200, упр. 455, принести учебник «Р», текст поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». |
89-90 | Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений | Развитие речи | Учеб. «Р», упр. 270, стр. 178. |
Слова-предложения (1 ч) | |||
91 | Особенности слов-предложений | Комбинированный | § 198—201, упр. 463; |
92 | Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обобшениями» | Обобщение изученного | § 198—200 — повторить, упр. 509; |
93 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контроль | § 158—160, § 180— 185 — повторить, составить по три карточки с заданиями. |
Повторение изученного в VIII классе (6 ч + 2 ч) | |||
94-95 | Словосочетание. Односоставные и неполные предложения | Урок-практикум | § 186—189 — повторить, упр. 467, упр 469; |
96 | Предложения с однородными членами | Повторение | упр. 471 (письм.), упр. 473 (уст.), принести учеб. «Р». |
97-98 | Психологический портрет. Сочинение-описание | Развитие речи | Переписать сочинение. |
99 | Предложения с обособленными членами предложения | Повторение | § 199—201 — повторить, упр. 481 |
100 | Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями | Повторение | Подготовиться к итоговому диктанту |
101 | Итоговый контрольный диктант | Контроль | |
102 | Резервный урок |
1 ЧЕТВЕРТЬ (23 ч + 4 ч «Развитие речи»)
Урок 1
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цели: активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски; о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» (Уроки литературы. — № 5. — 2001/ Приложение к журналу «Литература в школе»).
Ход урока