— Тема сегодняшнего урока «Лексика и фразеология».
Ваша задача — вспомнить все, что вы изучали по этой теме в V—VII классах: состав русской лексики и ее расслоение, взаимоотношения между словами — синонимы, антонимы омонимы; вспомнить, что такое фразеологизмы, и потренироваться в употреблении их в речи.
II. Повторение изученного.
Беседа.
— Вспомните, что означает термин «лексика»? (Словарный состав языка.)
— С каких точек зрения вы характеризуете его? Откройте учебники «Практика» на с. 8, упражнение 7. Рассмотрите схему и ответьте на поставленный вопрос.
— Теперь, прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.
1) Слова, недавно вошедшие в употребление. (Неологизмы.)
2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. (Заимствованные.)
3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные.)
4) Слова, вышедшие из активного употребления. (Архаизмы.)
5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. (Профессионализмы.)
|
|
6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы.)
7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. (Термины.)
Работа с репродукцией картины «Богатыри» В. М. Васнецова.
— Посмотрите на картину В. М. Васнецова «Богатыри». Это самая знаменитая картина художника. Он первым отразил в живописи поэтический мир русского фольклора — мир героических былин, волшебных сказок и бережно хранимых преданий. Первый набросок картины Васнецов сделал в 1871 году, а закончил ее создание в 1898 году.
Запишите в тетрадь историзмы, которые видите на картине.
— Что вы записали? Зачитайте.
Работа с учебником.
— Откройте упражнение 8 на с 8. Обратите внимание на задание после упражнения. Какое многозначное слово употреблено в последнем тексте? (Мир.) Какие лексические значения этого слова вы знаете?
Работа по заданию к упражнению в учебнике.
Если дети затрудняются с ответом, учитель может зачитать им выписку из словарной статьи «Краткого толкового словаря русского языка» под редакцией В.В. Розановой.
I. Мир.
1. Все то, что существует на Земле и в космосе. Происхождение мира.
2. Земля со всем, что на ней находится. Известен всему миру.
3. Человеческое общество, объединенное по каким-нибудь признакам. Капиталистический мир.
4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных.
II. Мир.
1. Отсутствие войны, вооруженных действий. Борьба за мир.
2 Соглашение между воюющими странами об окончании войны. Заключить мир.
3. Отсутствие ссоры, враждебных отношений с кем-нибудь. В семье всегда был мир.
|
|
— Скажите, слово «мир» значении «отсутствие войны» и слово «мир» значении «земля со всем, что на ней есть» — это просто многозначное слово или это уже слово-омоним? Почему? (Омонимы, так как между значениями нет общего смысла.)
— Вспомните, что означает термин «омонимы».
— А что мы называем синонимами и антонимами?
— Проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике.
Цифровой диктант.
Учитель читает словосочетания, а учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1 — синонимы; 2— омонимы; 3 — антонимы. Для проверки учитель еще раз читает словосочетания, а учащиеся объясняют правильность выбора цифры.
Знаменитый художник — известный художник; умный ребенок — понятливый ребенок; бальный наряд — наряд на уголь; храбрец — трус; почитать старших — уважать старших; дверной косяк — косяк рыбы; крошечный кусочек — здоровенный кусок; зеленые косы березки — песчаная коса на море; смелый воин — храбрый воин.
Получившийся код: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1.
— Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?
Составление словосочетаний.
— Самостоятельно составьте словосочетания с записанными на доске словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.
Д. Железный, холодный, шептать, носик.
— Проверьте, что у вас получилось. (Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.)
— Это свободные или устойчивые словосочетания?
— Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову? (Фразеологизмы.)
Работа лад фразеологизмами.
— Обратите внимание на фразеологизмы, записанные слева на доске.
Д. водой не разольешь
знать назубок
сколько душе угодно
ни в зуб ногой
яблоку негде упасть
друг закадычный
как кошка с собакой
кот наплакал
сломя голову
хоть пруд пруди
тащиться черепашьим шагом
одна нога здесь, другая там
знать как свои пять пальцев
— Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем —антонимичные.
— Я прочитаю вам предложения, а вы устно подберите подходящий по смыслу фразеологизм:
1) Продуктов осталось мало.
2) Коля с Ваней дружат уже давно.
3) Мой сосед по парте выучил урок очень хорошо.
4) В магазин бежал быстро.
5) На остановке народу было много.
— Подумайте, к какому стилю речи относятся все эти фразеологизмы. (Разговорный.)
— Какие еще стили речи вы знаете?
III. Подведение итога урока.
— Какие лексические понятия вы вспомнили? С помощью каких видов работ их закрепили?
Домашнее задание: выполнить упражнение 5, с. 7. Задание: определить стиль речи, тему, основную мысль текста, средства связи и тип речи.
Урок 2
МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ
Цели: активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики; совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.
О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.
II. Проверка домашнего задания.
Коллективная проверка: вызванный учащийся читает текст, называет, что он определил. Остальные учащиеся соглашаются, оппонируют, дополняют.
III. Повторение изученного.
Беседа.
— Вспомните, на какие значимые части — морфемы — делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?
|
|
— Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)
— Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный постфиксальный.)
— Назовите остальные способы словообразования.