— Сегодня вы продолжите повторение темы «Морфология».
Далее учитель сообщает цель урока.
II. Проверка домашнего задания.
— Посмотрите на доску. Как в этих случаях отличить служебные части речи от сочетания служебных с самостоятельными? Как от этого изменится их правописание?
Д. Спрятаться за (то) дерево.
Холодно, за (то) тихо.
Все было так (же), как и прежде.
В продажу поступили так (же) бананы.
(В) следствие(и) дождей пропал урожай.
(В) следствие(и) обнаружены недочеты.
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником.
— Прежде чем приступить к выполнению тренировочных упражнений, послушайте сообщение о различении частиц не и ни, которое поможет вам выполнить задание на эту орфограмму безошибочно.
— Откройте учебник «Практика» на с. 16 и выполните упражнения по вариантам; I вариант упражнение 28; II вариант — упражнение 29. Двое учащихся выполняют эти упражнения на доске.
— Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте одновременно своих одноклассников, работавших на доске, и тетради соседа.
|
|
— Как вы оцените выполненные работы?
— Чтобы перейти к следующему этапу работы, необходимо вспомнить, как различить причастие и прилагательное, какие правила правописания определяют количество «н» в их суффиксах. Об этом вы готовили дома сообщения. Послушайте их.
Выборочный диктант.
— Запишите в тетрадях заголовки двух столбиков: «Прилагательное» и «Причастие».
— Выпишите из диктуемых мной предложений только прилагательные и причастия, сразу обозначая суффикс, если он есть.
1) Звучный голос нашего батальонного командира разбудил меня. (Гаршин.)
2) Из-за поворота железной дороги выскочил окутанный черным дымом курьерский поезд. (Куприн.)
3) Возле одного из крайних дворов сидели на сваленных дубах казаки. (Шолохов.)
4) Он достал из кармана пальто серебряный с чернью портсигар и вынул оттуда карточку. (Тургенев.)
5) Лодка тотчас была спущена на воду. (А. Толстой.)
6) Картина выставлена, куплена и увезена. (Гаршин.)
7) Соленые огурчики оказались очень вкусными.
8) К обеду подали сильно подсоленный суп.
9) Свою старую рваную рубашку он выбросил, а брюки, разорванные лишь на колене, аккуратно заштопал.
— Проверка с комментированием.
Морфологический разбор.
— Запишите предложение: Его тут забодала корова, и он две недели лежит в лазарете. (А. Арбузов.)
— Выполните морфологический разбор трех любых самостоятельных частей речи и одной служебной. Порядок разбора можно напомнить себе по схеме, выполненной вами на прошлом уроке, или по учебнику «Теория», с. 302—305.
Двух-трех учащихся рекомендуется вызвать к доске, чтобы можно было проверить разбор всех слов в предложении. Еще двум учащимся можно предложить индивидуальные карточки-задания.
|
|
К а р т о ч к а № 1
Луна3 зашла3 за мыс, и3 огня не стало видно. Еще мгновенье, и лодка вошла под темные3 своды деревьев.
(В. Арсеньев.)
К а р т о ч к а № 2
Еще не успевшая остыть от дневного3 зноя земля излучала3 в воздух тепло, и от3 этого было немного3 душно.
Примечание. Слова под цифрой 3 предназначены для морфемного разбора.
IV. Подведение итога урока.
— Скажите, что вы вспомнили на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание: упражнение 33, с. 18. Выполнить только основное задание перед текстом письменно и повторить к следующему уроку материал о словосочетании и простом предложении.
Урок 6
СИНТАКСИС
Цели: активизировать знания учащихся о том, что изучается в разделе «Синтаксис»; совершенствовать умение различать виды словосочетаний и отличать их от выражений, не являющихся словосочетанием; закрепить умение выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения.
О б о р у д о в а н и е: плакат «Словосочетание»; карточки для работы с плакатом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение изученного материала.
Беседа.
— Вспомните что изучается в разделе «Синтаксис».
— Чем отличаются словосочетание и предложение?
Посмотрите на схему. Перенесите ее в тетрадь.
— Охарактеризуйте словосочетание по этой схеме.
— О цельных словосочетаниях вы узнаете на уроках изучения нового материала.