I. Организационный момент

— Сегодня вы продолжите повторение темы «Морфология».

Далее учитель сообщает цель урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Посмотрите на доску. Как в этих случаях отличить служебные части речи от сочетания служебных с самостоятельными? Как от этого изменится их правописание?

Д. Спрятаться за (то) дерево.

Холодно, за (то) тихо.

Все было так (же), как и прежде.

В продажу поступили так (же) бананы.

(В) следствие(и) дождей пропал урожай.

(В) следствие(и) обнаружены недочеты.

 

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником.

— Прежде чем приступить к выполнению тренировочных упражнений, послушайте сообщение о различении частиц не и ни, которое поможет вам выполнить задание на эту орфограмму безошибочно.

— Откройте учебник «Практика» на с. 16 и выполните упражнения по вариантам; I вариант упражнение 28; II вариант — упражнение 29. Двое учащихся выполняют эти упражнения на доске.

— Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте одновременно своих одноклассников, работавших на доске, и тетради соседа.

— Как вы оцените выполненные работы?

— Чтобы перейти к следующему этапу работы, необходимо вспомнить, как различить причастие и прилагательное, какие правила правописания определяют количество «н» в их суффиксах. Об этом вы готовили дома сообщения. Послушайте их.

 

Выборочный диктант.

— Запишите в тетрадях заголовки двух столбиков: «Прилагательное» и «Причастие».

— Выпишите из диктуемых мной предложений только прилагательные и причастия, сразу обозначая суффикс, если он есть.

1) Звучный голос нашего батальонного командира разбудил меня. (Гаршин.)

2) Из-за поворота железной дороги выскочил окутанный черным дымом курьерский поезд. (Куприн.)

3) Возле одного из крайних дворов сидели на сваленных дубах казаки. (Шолохов.)

4) Он достал из кармана пальто серебряный с чернью портсигар и вынул оттуда карточку. (Тургенев.)

5) Лодка тотчас была спущена на воду. (А. Толстой.)

6) Картина выставлена, куплена и увезена. (Гаршин.)

7) Соленые огурчики оказались очень вкусными.

8) К обеду подали сильно подсоленный суп.

9) Свою старую рваную рубашку он выбросил, а брюки, разорванные лишь на колене, аккуратно заштопал.

— Проверка с комментированием.

 

Морфологический разбор.

— Запишите предложение: Его тут забодала корова, и он две недели лежит в лазарете. (А. Арбузов.)

— Выполните морфологический разбор трех любых самостоятельных частей речи и одной служебной. Порядок разбора можно напомнить себе по схеме, выполненной вами на прошлом уроке, или по учебнику «Теория», с. 302—305.

Двух-трех учащихся рекомендуется вызвать к доске, чтобы можно было проверить разбор всех слов в предложении. Еще двум учащимся можно предложить индивидуальные карточки-задания.

 

К а р т о ч к а № 1

Луна3 зашла3 за мыс, и3 огня не стало видно. Еще мгновенье, и лодка вошла под темные3 своды деревьев.

(В. Арсеньев.)

 

К а р т о ч к а № 2

Еще не успевшая остыть от дневного3 зноя земля излучала3 в воздух тепло, и от3 этого было немного3 душно.

Примечание. Слова под цифрой 3 предназначены для морфемного разбора.

 

IV. Подведение итога урока.

— Скажите, что вы вспомнили на сегодняшнем уроке.

 

Домашнее задание: упражнение 33, с. 18. Выполнить только основное задание перед текстом письменно и повторить к следующему уроку материал о словосочетании и простом предложении.

 

Урок 6

СИНТАКСИС

 

Цели: активизировать знания учащихся о том, что изучается в разделе «Синтаксис»; совершенствовать умение различать виды словосочетаний и отличать их от выражений, не являющихся словосочетанием; закрепить умение выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения.

О б о р у д о в а н и е: плакат «Словосочетание»; карточки для работы с плакатом.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Вспомните что изучается в разделе «Синтаксис».

— Чем отличаются словосочетание и предложение?

Посмотрите на схему. Перенесите ее в тетрадь.

 

 

— Охарактеризуйте словосочетание по этой схеме.

— О цельных словосочетаниях вы узнаете на уроках изучения нового материала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: