Учитель обязательно должен увидеть черновик каждого учащегося, дать совет, помочь скорректировать предложения, если потребуется.
IV. Подведение итога урока.
— Над каким типом речи вы работали сегодня? (Рассуждение.)
— Что такое сравнение и что вы можете рассказать о нем?
Домашнее задание: проверьте свои черновики с точки зрения речевого, орфографического, пунктуационного оформления, затем перепишите сочинение набело.
Урок 73
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Цели: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, учить применять полученные знания при письме, повторить порядок морфологического разбора предлога.
О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты для двух вариантов.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы познакомитесь с правилами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, и вспомните порядок морфологического разбора предлога.
|
|
II. Подготовка к изучению нового материала.
— Вспомните, что вы уже знаете об обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами.
Если учащиеся затрудняются ответить, можно предложить им повторить § 178.
— Оказывается, вы уже знаете несколько случаев обособления обстоятельств: обособление сравнительных, деепричастных оборотов и обстоятельств уступки с предлогом «несмотря на».
III. Объяснение нового материала.
— Часто обособляются обстоятельства и с другими предлогами.
— Начертите в тетрадях таблицу:
С предлогами | Примеры |
— Откройте § 197, с. 253 учебника «Теория» и с. 167 учебника «Практика».
— Выпишите из теоретического материала учебников в одну графу таблицы предлоги, в другую — из упражнения 382 и предложений, записанных на доске, — примеры.
— Расставьте недостающие в предложениях из упражнения знаки препинания.
Д. 1) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (В. Короленко.) 2) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (М. Лермонтов.) 3) При наличии благопршиятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 4) По случаю моего дня рождения, было решено устроить праздник. 5) По причине тяжелой болезни, спортсмен не смог принять участие в этих соревнованиях. 6) Речка, вследствие таяния снега, вышла из берегов.
— Прочитайте содержание своей таблицы. Называйте запятые.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
— Выполните с комментированием с места упражнение 383, с. 168 учебника «Практика».
Работа с карточками-тестами.
|
|
— У вас на партах карточки-тесты для I и II вариантов. Цель этих тестов — проверить, насколько хорошо усвоен вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, одиночным деепричастием, существительным с предлогом. Вы работаете самостоятельно. Время на выполнение задания 7 минут. После этого вы проверите себя и сразу же узнаете, какую оценку вы заработали.
ТЕСТ
I в а р и а н т
1. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.
а) да;
б) нет.
2. В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст. (Б. Полевой.) — обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
3. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки расставлены верно.
а) да;
б) нет.
4. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя — обособляются, так как являются наречиями.
а)да;
б)нет.
5. Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.
а)да;
б) нет.
6) В обоих предложениях: 1) Засучив по локоть рукава, я принялась месить тесто. 2) Работать здесь придется засучив рукава — знаки препинания расставлены верно.
а)да;
б) нет.
II в а р и а н т
1. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом, не обособляются.
а)да;
б) нет.
2. В предложении: Спустившись в зеленую долину, мы скоро забыли о холодном ветре на вершине горы — обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
а) да;
б) нет.
3. Согласно установленным правилам заплывать за ограждающие буйки не разрешается. В этом предложении нет обособленных членов и все знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
4. Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
5. Он закинул за спину винтовку и, не оборачиваясь, пошел к выходу. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие, все знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
6) «Спустя рукава, работаешь», — сказала бабушка внуку. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.
а) да;
б) нет.
— Проверьте себя.
Учитель открывает следующую запись на доске.
О т в е т ы:
I в а р и а н т: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.
II в а р и а н т: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б.
Без ошибок — оценка «5», 1—2 ошибки — «4», 3 ошибки — «3».
— Объясните, как вы рассуждали, выполняя 5—6 задания тестов обоих вариантов.
Объяснительный диктант.
— Запишите предложения. Будьте внимательны, помните, что предлоги, с которыми обособляются обстоятельства, являются производными, не путайте их с самостоятельными частями речи, от которых они произошли.
1) Вследствие3 затянувшейся распутицы, добраться до соседней деревни было не так-то легко. 2) В следствие, говорят, чуть не вкралась ошибка. 3) Ввиду сильного шторма, катер укрылся в3 бухте. 4) Он имел в виду не те препятствия, которые вы предполагали. 5) В случае возможных неисправностей, необходимо включить аварийную систему. 6) На улице гололедица. В этом случае необходимо соблюдать осторожность и шоферам, и пешеходам.
Морфологический разбор.
— Вспомните порядок выполнения морфологического разбора предлогов: «вследствие» из 1-го предложения и «в» — из 3-го предложения.
V. Подведение итога урока.
— Расскажите, что вы знаете об обособлении обстоятельств вообще.
Желательно попросить ответить на этот вопрос учащихся, выполнивших тесты на «3».
Домашнее задание: § 197 — учить, упражнение 384 (письменно); упражнение 502 — устно (подготовиться к предварительному диктанту).
|
|
Урок 74