Обособление обстоятельств

 

Цель: закрепить знания учащихся об обособлении обстоятельств, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Назовите предлоги, с которыми обособляются обстоятельства, выраженные существительными.

— Прочитайте составленные вами предложения по заданию упражнения 384. Какие из записанных вами предложений характерны для делового стиля речи? Что им придает стилевую окраску?

 

III. Закрепление изученного материала.

Предупредительный диктант.

— Дома вы устно должны были подготовить упражнение 502. Назовите в каждом предложении обособленные обстоятельства.

— Как вы считаете, написание каких слов из этого упражнения может вызвать затруднения? (Предсказанию, диспетчера.)

— Проговорите их вслух по слогам. Закройте глаза и мысленно напишите их крупными буквами белым мелом на черной доске.

— Закройте учебники и напишите диктант.

 

Выборочное письмо.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

 

Д. 1) Стоит задеть плечом тяжелый колос проходя по дороге и он станет долго, долго кивать вслед словно желая путнику доброго пути. (С. Антонов.) 2) Он закричал во все горло взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. (В. Катаев) 3) После окончания спектакля зрители стоя аплодировали артистам. 4) Несмотря на маленький рост Бедирханов шагал очень быстро. (С. Антонов) 5) Остановившись он долго рассматривал след ясно видный на мокром песке. 6) Ввиду осенней распутицы машины в район не шли.

 

— Запишите те из них, в которых есть обособленные обстоятельства, подчеркните их. Расставьте знаки препинания.

— Назовите, какие еще пунктограммы встретились в этих предложениях. (Запятая в сложном предложении, при однородных членах во 2-м предложении.)

 

Работа с учебником.

— Откройте с. 169 «Практики», упражнение 385. Выполните его самостоятельно, а один из вас выполнит его на доске.

— Проверьте, правильно ли выполнил упражнение ваш одноклассник, работавший у доски.

 

Творческий диктант.

— По ходу диктовки предложений запишите их, распространяя обособленными обстоятельствами. Можно придумать свои, подходящие по смыслу обстоятельства, а можно использовать те, что записаны на доске.

Д. При наличии нарушений в проводке; несмотря на сильный шторм, несмотря на позднюю осень; вопреки нашим ожиданиям; благодаря грамотным и смелым действиям; несмотря на все старания; вследствие сильных дождей.

 

IV. Подведение итога урока.

— Над чем вы работали сегодня на уроке?

— Какие выводы для себя вы сегодня сделали?

 

Домашнее задание: § 190—197 — повторить, упражнение 386 выполнить письменно.

 

 

Урок 75

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

«ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

О б о р у д о в а н и е: сигнальныекарточки с цифрамиот 1 до 10.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Обобщение изученного материала.

Беседа.

1) Какова цель обособления второстепенных членов предложения?

2) Каковы средства обособления?

3) Какую роль играют обособленные члены в предложении?

4) В какой позиции чаще всего обособляются согласованные определения?

5) Какие условия необходимы для того, чтобы обособить согласованное определение перед определяемым словом?

6) По каким правилам обособляются приложения?

7) Почему обычно не обособляется одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения и отвечающее на вопрос как?

8) Почему не обособляются слова: нехотя, молча, шутя, сидя, лежа, стоя?

9) Почему не обособляются фразеологизмы: спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши?

10) С какими предлогами и почему обычно обособляются обстоятельства-существительные?

11) Какие обороты выделяются запятыми, как и обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами?

 

2. Работа с сигнальными карточками.

— У вас на партах сигнальные карточки с цифрами от 1 до 10. На доске записан текст из 12 предложений. Я буду называть определенное синтаксическое явление, а вы должны показать с помощью карточек номер предложения, в котором это явление имеет место.

Д. 1) Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал. 2) Берег снова вздымался вверх, и начиналось редколесье: ель, сосна, береза. 3) Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней. 4) Окруженная слева и справа желтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды. 5) Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копченой рыбой, нежным ароматом скошенного сена. 6) Над столом висела на веревках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок. 7) На полочке — еда: банка с солью, кусок вареного мяса, коврижка ржаного хлеба. 8) Все говорило о том, что недавно здесь были люди. 9) Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый ее пушистыми ветвями, стал напряженно ждать. 10) Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна. 11) Никаких иных звуков не было слышно. 12) Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звезды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.

(По Г. Маркову.)

 

— В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (3, 9, 10.)

— В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (2, 7.)

— В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (4, 6, 9, 12.)

— В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (4, 9.)

— Какое из предложений можно назвать неполным? (7.)

— Какие из предложений являются сложными и состоят из двух простых предложений? (1, 2, 5, 6, 8.)

— В каком из предложений 3 грамматических основы? (10.)

 

Грамматические задания к тексту.

— Выпишите предложения 3, 7, 10. Составьте пунктуационные схемы этих предложений.

— Выполните полный синтаксический разбор предложения 9. По желанию учащиеся выполняют эти задания на доске.

 

Творческое задание.

— Составьте и запишите небольшой текст «На стадионе», включив в предложения обособленные дополнения, записанные на доске (или придуманные самостоятельно).

Д. Кроме заядлых болельщиков, вместо бега на короткие дистанции, помимо своего желания, исключая зрителей противоположной трибуны, сверх всякого ожидания, наряду с показателями выступления гимнастов и др.

— Прочитайте свой текст, называя все знаки препинания.

 

Работа с учебником.

— Вспомните правила обособления приложений. Кто готов рассказать их?

— Откройте учебник «Практика» на с. 153, упражнение 350. Спишите предложения, вставляя вместо точек распространенные приложения.

— Прочитайте получившиеся предложения, называя все знаки препинания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: