— По ходу чтения предложений определите, есть в них обособления или нет. Если есть, поднимите красную карточку, если нет — желтую.
1) Река, набегая на глинистый берег, неслась куда-то.
2) Он молча вышел из комнаты.
3) Трудились мы не покладая рук.
4) Разозлившись, он вдарил кулаком по столу.
5) Приехав июльским утром в этот тихий и тенистый городок, я направился к озеру.
6) Очертя голову он ринулся вниз по крутому склону оврага.
7) Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом папином кресле.
8) На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.
9) Это упражнение выполняют сидя.
Работа в парах. Взаимодиктант.
— Продиктуйте друг другу по очереди текст упражнения 381. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь с доской, на которой я открою текст упражнения с правильно расставленными знаками.
Учитель должен заранее написать на доске упражнения 381 с верно расставленными знаками и до момента проверки скрыть его от учащихся.
III. Подведение итога урока.
— Расскажите об особенностях обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями или деепричастными оборотами.
|
|
Домашнее задание: § 196 — повторить, упражнение 379. Принести учебник «Развитие речи» (тексты комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Уроки 71—72
РАССУЖДЕНИЕ.
СРАВНЕНИЕ — РАЗНОВИДНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ (сочинение)
Цели: расширить знания учащихся о рассуждении как одном из типов речи путем знакомства со сравнением: последовательным и параллельным; совершенствовать связную, логически выстроенную речь учащихся.
Ход уроков
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы вспомним известные типы речи, рассмотрите подробно один из них — рассуждение и его разновидность
— Cравнение. Затем напишите сочинение-сравнение двух литературных героев.
II. Подготовка к сочинению
Беседа.
— Вспомните, какие три основных типа речи вы знаете. (Повествование, описание, рассуждение.)
— В чем особенности каждого из этих типов речи? Кратко назовите их.
— Какова структура текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Работа с учебником.
З а д а н и я:
1) Откройте учебник «Развитие речи» на с. 126, упражнение 202. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».
2) Прочитайте отрывок из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю» и скажите, к какому типу речи можно отнести данный текст. Почему вы так думаете?
— Найдите в тексте отрывка тезис и спишите его.
— Теперь постарайтесь для доказательства справедливости данного тезиса использовать другое слово в контексте — «печаль».
Рассуждают учащиеся устно. Можно дать время на обдумывание содержания рассуждения, опросить 1—2 учащихся, а можно работать коллективно.
|
|
3) Работа по вопросам в упражнении 203.
Устно обсуждаются вопросы под цифрой 1.
— Прочитайте стихотворение вашего сверстника. Проследите, удалось ли автору выполнить задание, которое вы только что обсудили.
После прочтения выслушиваются все высказывания учащихся.
— Скажите, как называется письменный анализ чьей-либо творческой работы. (Рецензия.)
— К какому типу речи относится рецензия? (Рассуждение.)
— Как вы думаете, по какому плану должна составляться рецензия?
4) Откройте с. 186. Ознакомьтесь с памяткой «Как работать над рецензией на сочинение». Сравните ее с вариантом, предложенным вами.
— Прочитайте рецензию на прочитанное вами сочинение и проследите, соответствует ли оно пунктам, указанным в памятке.
— Что является объектом рассуждения в рецензии? (Сочинение учащихся.) То есть один объект. Иногда рассуждать приходится о двух и более объектах, указывая на их достоинства и недостатки, на особенности каждого из них и т.д. Такая разновидность рассуждения называется сравнением.
5) Прочитайте сравнение двух помещиков в отрывке из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (упражнение 210, с. 138, учебник «Развитие речи»).
— Почему это сравнение вызывает улыбку? (Оно основано на сопоставлении несущественных, разнородных признаков.)
— Чтобы избежать подобного эффекта, сравнение нужно строить по определенным правилам. Прочитайте их (с. 138).
— Сравнение может быть последовательным и параллельным. Рассмотрите схемы их построения в упражнении 212, с. 139 учебника «Развитие речи».
Работают по заданию к упражнению. Особое внимание следует уделить примечаниям на с. 140.
— А теперь начертите в тетради такую таблицу:
Для выражения сходства | Для выражения различия | Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой |
— Заполните ее, выписывая из дополнительных сведений, отмеченных специальным значком на с. 142—143, какие слова, выражения, речевые обороты и т.д. употребляются для обозначенных целей.
6) Откройте упражнение 221, с. 144. Прочитайте стихотворение. Сравните по грамматическим признакам выделенные предложения.
— Теперь прочитайте образец текста-рассуждения со сравнительным разбором этих предложений на с. 212 (ответы к упражнению).
7) Самостоятельно выполните упражнение 222.
Проверка проводится по «цепочке».
8) Соревнование между рядами, кто быстрее справится с заданием к упражнению 224: 1-й ряд — задание «а»; 2-й ряд — «б»; 3-й ряд — «в».
— Прочитайте, какие вы нашли пары предложений.
9) Работа по вариантам. Определите вид сравнения: полное или частичное; последовательное или параллельное в сочинениях:
1 в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их различие?» (с. 146—147);
2 в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их сходство? (с. 148—150). Составьте план этих сочинений.
— Прочитайте свои ответы.
— Соблюдены ли в этих сочинениях основные правила сравнения?
— Ваша задача — написать сочинение на тему «Ляпкин-Тяпкин и Земляника».
— Как вы думаете, судя по названию, это должно быть полное или частичное сравнение?
— Давайте рассмотрим на вклейке в учебнике «Развитие речи» рисунки П.М. Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
— Опишите устно портрет Ляпкина-Тяпкина и Земляники, обратив внимание на позу, фигуру, выражение лиц героев.
— Зачитайте их описание из «Замечаний для господ актеров». Сравните с увиденным портретом.
— Такими ли вы себе их представляли?
— Откройте упражнение 226, с. 151 учебника «Развитие речи». Подготовьте, используя текст комедии, ответы на данные в упражнении вопросы.
|
|
— Приступайте к работе над сочинением. Обязательно используйте сделанные вами выписки из текста комедии, сначала составьте план сочинения в соответствии с выбранным вами видом сравнения: последовательным или параллельным; определитесь с основаниями для сравнения героев, еще раз прочитайте правила сравнения и приступайте к работе над черновиком сочинения.