Обособление уточняющих членов предложения

 

Цели: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, обобщить знания об обособлении в целом; отработать навык правильного пунктуационного оформления различных обособленных членов предложения; проверить уровень усвоения знаний.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— В первой половине урока вы повторите правила обособления уточняющих членов предложения, поупражняетесь в применении этих правил на практике, а во второй половине урока повторите правила обособления второстепенных членов и с помощью небольшой самостоятельной работы проверите, как усвоили данный материал.

 

II. Закрепление изученного материала.

Группировка предложений.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д. 1) Из наших среднерусских мест грачи отлетают поздней осенью позже всех перелетных птиц. (И. Соколов-Микитов.) 2) По зеркальной воде по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И. Никитин.) 3) С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. (К. Паустовский.) 4) Вдалеке в глубине парка высокими голосами запели девчата. (С. Антонов.) 5) Там в вышине уже светило солнце, а на земле еще стояли сумерки. (К. Паустовский.) 6) Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. (К. Паустовский.) 7) Отсюда сверху через просторные окна хорошо были видны мерцающие огни ночного города. (С. Антонов.)

— Запишите предложения, расставляя знаки препинания, в следующем порядке:

1) с однородными обстоятельствами;

2) с неоднородными обстоятельствами;

3) с уточняющими обстоятельствами.

— Проверьте вашу работу: прочитайте предложения первой группы; прочитайте предложения второй группы и третьей группы.

— С помощью какой связи — союзной или бессоюзной — присоединялись уточняющие обстоятельства?

 

Проверка домашнего задания.

— Какую связь вы использовали для присоединения уточняющих членов в упражнении 397, которое вы выполняли дома?

— Прочитайте получившиеся у вас предложения.

— Как вы справились с упражнением 402?

Учащиеся выходят к доске и чертят схемы.

 

— Ответьте на вопросы из упражнения 403.

Пока учащиеся устно отвечают на вопросы, один из них на доску выносит ответ на 5-е задание. Затем остальные учащиеся оценивают его ответ.

 

III. Самостоятельная проверочная работа.

— Спишите с доски текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните все обособленные члены предложения, вверху над уточняющими членами предложения напишите — уточ.

Д. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака вставал во всем своем зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель занявшийся день обещал быть ясным морозным ядреным.

Сорока чистившая на ветке ольховника черный острый клюв вдруг повернула голову на бок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Затрещали кусты заметались вершины молоденьких сосенок заскрипел оседая наст. Сорока вскрикнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук...

Но зато и эти чуткие уши не слышали здесь в лесу ничего кроме птичьей трескошни стука дятла и ровного звона сосновых вершин.

(По Б. Полевому.)

 

IV. Подведение итога урока.

— Что вы успели сделать за сегодняшний урок?

— Какую бы оценку вы поставили себе сегодня и почему?

 

Домашнее задание: повторить правила раздельного и дефисного написания слов. Письменно выполнить упражнение 504, с. 226 учебника «Практика».

 

Урок 83

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

(Урок-практикум)

 

П о д г о т о в к а   к  у р о к у: разделить класс на 4 группы.

Цели: повторить правила дефисного, раздельного и слитного написания слов; закрепить умение применять данные правила на письме; совершенствовать умение оценивать работу одноклассников.

О б о р у д о в а н и е: карточки с заданиями для каждой группы; отчетные листы для выполнения заданий и оценки другими группами.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодняшний урок-практикум посвящен слитному, раздельному и дефисному написанию. дома вы должны были повторить учебный материал, соответствующий теме. Вы будете сейчас работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданиями и отчетный лист, в котором нужно выполнить предложенные задания. Таких листов три, по одному для каждого задания. Слева вы выполняете задания, а справа — колонка для анализа вашей работы другими группами. На последнем отчетном листе есть таблица для того, чтобы вы сами выставили оценки каждому члену своей группы, и место для того, чтобы вы высказали свою точку зрения на оценку вашей работы другими группами.

Объясняя структуру отчетного листа, учитель показывает все сведения на комплекте для одной из групп.

 

— Затем вы сдаете отчетные листы и карточки с заданиями на проверку. Я оценю работу каждой группы по двум параметрам:

1) выполнение своего задания;

2) анализ работы других групп.

— С учетом общей оценки группы и тех оценок каждого члена группы, которые вы дадите сами, каждый учащийся получит оценку.

— Приступайте к работе.

 

II. Практическое занятие.

Карточка с заданиями для I группы

1. Назовите орфограммы, в которых правильный выбор букв зависит от умения:

а) производить морфемный разбор;

б) находить корень в слове и подбирать однокоренные слова;

в) определять часть речи;

г) обнаруживать зависимые слова.

2. Выполните упражнение 407, с. 178 учебника «Практика».

3. Выполните упражнение 411, с. 179 учебника «Практика».

 

Карточка с заданиями для II группы

1. Назовите орфограммы, в которых правильный выбор букв зависит от умения:

а) производить морфемный разбор;

б) находить корень в слове и подбирать однокоренные слова;

в) определять часть речи;

г) обнаруживать зависимые слова.

2. Выполните упражнение 406, с. 178 учебника «Практика».

3. Выполните упражнение 408, с. 178 учебника «Практика».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: