— Прочтите предложения, записанные на доске:
Д. I. когда?
1. Ранним утром на
где?
краю болота танцует глухарь.
где?
2. В темном лесу и
где?
в глухих оврагах сумрачно и
сыро.
какой?
3. Глубокий снег сильно замед- лял наше продвижение.
4. Встреча старых соперников
должна
когда?
состояться через два дня.
II. когда?
1. Ранним утром,
когда именно?
на зорьке, танцует глухарь.
где?
2. В темном лесу, в
где именно?
глухом овраге, устроила волчи- ца свое логово.
какой?
какой именно?
3. Глубокий, по колено, снег сильно замедлял наше продвижение.
4. Встреча старых соперников должна
когда?
состояться через два дня,
когда именно?
то есть семнадцатого апреля.
|
|
— Найдите обстоятельства места и времени в предложениях I столбца.
Учашиеся называют, учитель подчеркивает.
— Сопоставьте эти предложения с предложениями II столбца. Что изменилось в содержании предложения? (Появились новые члены предложения, которые уточняют информацию обстоятельств.)
— Назовите эти уточняющие члены.
Учащиеся называют, учитель подчеркивает.
— Обратите внимание, что уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые, то есть обстоятельством. Уточняться могут любые второстепенные и главные члены предложения.
— Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым? (С помощью интонации и союза или только интонации.)
— Откройте § 198 на с. 253. Прочитайте учебный материал и назовите, с помощью каких именно союзов присоединяются уточняющие члены предложения.
— Прочитайте предложения на правой части доски:
Д. Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. (Е. Пермитин.) К чаю нужно купить рулет или тортик.
— Почему в одном случае перед союзом «или» стоит запятая, а в другом — нет?
— Какой вывод нужно сделать для себя? (Не всегда союз «или» присоединяет уточняющие члены.)
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
1) Устное выполнение упражнения 387.
2) Письменное выполнение упражнения 388.
Работа по заданию к упражнениям.
— Рассмотрите схемы расстановки знаков препинания в предложениях из упражнения 390. Объясните, в чем трудность различения этих обстоятельств.
— Придумайте и запишите свои примеры предложений, чтобы в одном случае были обособленные обстоятельства, в другом — однородные или неоднородные обстоятельства.
|
|
Объяснительный диктант.
— Потренируйтесь писать предложения с угочняющими членами под диктовку. Повторите некоторые случаи правописаний наречий.
— Подумайте, во всех ли предложениях есть уточняющие члены?
1) В верх дома, под самую кровлю, угодил снаряд. 2) Вверх3 и вниз по реке идут баржи и катера с грузами. 3) Отряд продвигался в глубь леса, на место первой стоянки. 4) Недалеко от дороги, в густых кустах орешника, был устроен привал. 5) Он поступил нехорошо, не по-товарищески3. 6) Не далеко, а совсем близко оказалось то, что мы искали.
Морфологвческий разбор.
— Вспомните порядок морфологического разбора наречия:
I в а р и а н т — вверх;
II в а р и а н т — не по-товарищески.
V. Подведение итога урока.
— Какие члены предложения называют уточняющими?
— С помощью каких союзов они могут присоединяться?
Домашнее задание: § 198 — учить, упражнение 391 (письменно), упражнение 392 (устно).
Урок 81
ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+», и «—».
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Закрепление изученного материала.
Проверка домашнего задания.
— Расскажите, что вы знаете об уточняющих членах предложения.
— Прочитайте предложения из упражнения 391, в которых есть уточняющие обстоятельства.
Предупредительный диктант.
— Устно вы готовили упражнение 392. Объясните, как нужно расставить недостающие знаки препинания и подчеркнутые орфограммы.
— Подчеркните обособленные угочняющие члены предложения.
Работа с предложениями, записанными на доске.
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
Д. 1) От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки. (М. Лермонтов.) 2) Издали с востока шел скорый поезд. (А. Платонов.) 3) Внизу в вестибюле угрюмо горела синяя маскировочная лампочка. (В. Лидин.) 4) Ночью пришел поезд и увез Иванова и Машу в их сторону на родину. (А. Платонов.) 5) Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо. (А. Платонов.) 6) В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды какие так свойственны северному побережью Черного моря. (А. Куприн.)
— Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие члены предложения, а также подчеркните однородные члены предложения.
— Как вы справились с заданием? Проанализируйте предложения.
— Назовите, какие еще обособленные члены предложения встретились в этих предложениях.
4. Работа с сигнальными карточками со знаками «+», «—».
— Выполните упражнение 395 устно с помощью сигнальных карточек со знаками «+» и «—». Вначале вспомните и расскажите, в каких случаях перед союзом «или» ставится запятая, а в каких — нет. (Если союз «или» присоединяет уточняющие члены, то запятая ставится, если соединяет однородные члены — то нет.)
Работаем по заданию к упражнению. Где ставится запятая, учащиеся поднимают карточку со знаком «+», где нет — со знаком «—».
Морфологический разбор союза.
— Вспомните порядок выполнения морфологического разбора союза на примере союза «или».
Работа с учебником.
— Выполните упражнение 398 с подробным комментированием с места.
Схемы расстановки знаков препинания учащиеся, комментирующие соответствующие предложения, выходят и чертят на доске.
III. Подведение итога урока.
— Расскажите, что вы знаете об обособлении угочняющих членов предложения.
|
|
— А что вы знаете об обособлении второстепенных членов предложения?
Домашнее задание: § 190—198 — повторить, упражнение 399 — записать примеры к каждой схеме; упражнения 402 и 403 — устно.
Урок 82