III. Объяснение нового материала

— Прочтите предложения, записанные на доске:

 


    Д. I.       когда?

1. Ранним утром на

        где?

краю болота танцует глухарь.

                    где?

2. В темном лесу и

              где?

в глухих оврагах сумрачно и

сыро.

                                

                       какой?

3. Глубокий снег сильно замед-   лял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников

должна

                                     когда?

состояться через два дня.

II.           когда?

1. Ранним утром,

когда именно?

на зорьке, танцует глухарь.

                  где?

2. В темном лесу, в

где именно?

глухом овраге, устроила волчи-   ца свое логово.

                               какой?

                       какой именно?

3. Глубокий, по колено, снег сильно замедлял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников должна

                                  когда?

состояться через два дня,

                                     когда именно?

то есть семнадцатого апреля.


 

— Найдите обстоятельства места и времени в предложениях I столбца.

Учашиеся называют, учитель подчеркивает.

 

— Сопоставьте эти предложения с предложениями II столбца. Что изменилось в содержании предложения? (Появились новые члены предложения, которые уточняют информацию обстоятельств.)

— Назовите эти уточняющие члены.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает.

 

— Обратите внимание, что уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые, то есть обстоятельством. Уточняться могут любые второстепенные и главные члены предложения.

— Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым? (С помощью интонации и союза или только интонации.)

— Откройте § 198 на с. 253. Прочитайте учебный материал и назовите, с помощью каких именно союзов присоединяются уточняющие члены предложения.

— Прочитайте предложения на правой части доски:

Д. Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. (Е. Пермитин.) К чаю нужно купить рулет или тортик.

— Почему в одном случае перед союзом «или» стоит запятая, а в другом — нет?

— Какой вывод нужно сделать для себя? (Не всегда союз «или» присоединяет уточняющие члены.)

 



IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнения 387.

2) Письменное выполнение упражнения 388.

Работа по заданию к упражнениям.

 

— Рассмотрите схемы расстановки знаков препинания в предложениях из упражнения 390. Объясните, в чем трудность различения этих обстоятельств.

— Придумайте и запишите свои примеры предложений, чтобы в одном случае были обособленные обстоятельства, в другом — однородные или неоднородные обстоятельства.

 

Объяснительный диктант.

— Потренируйтесь писать предложения с угочняющими членами под диктовку. Повторите некоторые случаи правописаний наречий.

— Подумайте, во всех ли предложениях есть уточняющие члены?

1) В верх дома, под самую кровлю, угодил снаряд. 2) Вверх3 и вниз по реке идут баржи и катера с грузами. 3) Отряд продвигался в глубь леса, на место первой стоянки. 4) Недалеко от дороги, в густых кустах орешника, был устроен привал. 5) Он поступил нехорошо, не по-товарищески3. 6) Не далеко, а совсем близко оказалось то, что мы искали.

 

Морфологвческий разбор.

— Вспомните порядок морфологического разбора наречия:

I в а р и а н т — вверх;

II  в а р и а н т — не по-товарищески.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие члены предложения называют уточняющими?

— С помощью каких союзов они могут присоединяться?

 

Домашнее задание: § 198 — учить, упражнение 391 (письменно), упражнение 392 (устно).

 

 

Урок 81

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+», и «—».

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что вы знаете об уточняющих членах предложения.

— Прочитайте предложения из упражнения 391, в которых есть уточняющие обстоятельства.

 

Предупредительный диктант.

— Устно вы готовили упражнение 392. Объясните, как нужно расставить недостающие знаки препинания и подчеркнутые орфограммы.

— Подчеркните обособленные угочняющие члены предложения.

 

Работа с предложениями, записанными на доске.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д. 1) От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки. (М. Лермонтов.) 2) Издали с востока шел скорый поезд. (А. Платонов.) 3) Внизу в вестибюле угрюмо горела синяя маскировочная лампочка. (В. Лидин.) 4) Ночью пришел поезд и увез Иванова и Машу в их сторону на родину. (А. Платонов.) 5) Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо. (А. Платонов.) 6) В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды какие так свойственны северному побережью Черного моря. (А. Куприн.)

 

— Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие члены предложения, а также подчеркните однородные члены предложения.

— Как вы справились с заданием? Проанализируйте предложения.

— Назовите, какие еще обособленные члены предложения встретились в этих предложениях.

 

4. Работа с сигнальными карточками со знаками «+», «—».

— Выполните упражнение 395 устно с помощью сигнальных карточек со знаками «+» и «—». Вначале вспомните и расскажите, в каких случаях перед союзом «или» ставится запятая, а в каких — нет. (Если союз «или» присоединяет уточняющие члены, то запятая ставится, если соединяет однородные члены — то нет.)

Работаем по заданию к упражнению. Где ставится запятая, учащиеся поднимают карточку со знаком «+», где нет — со знаком «—».

 

Морфологический разбор союза.

— Вспомните порядок выполнения морфологического разбора союза на примере союза «или».

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 398 с подробным комментированием с места.

Схемы расстановки знаков препинания учащиеся, комментирующие соответствующие предложения, выходят и чертят на доске.

 

III. Подведение итога урока.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении угочняющих членов предложения.

— А что вы знаете об обособлении второстепенных членов предложения?

 

Домашнее задание: § 190—198 — повторить, упражнение 399 — записать примеры к каждой схеме; упражнения 402 и 403 — устно.

 

 

Урок 82


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: