Объяснительный диктант

— Запишите предложения под диктовку. Будьте внимательны: не путайте обращения с подлежащими, правильно определяйте границы у распространенных обращений.

1) Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С. Есенин.) 2) Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. (С. Есенин.) 3) Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев.) 4) Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый клен, чтоб в лицо и горячую грудь хлынул вэдох твой студеной волной. (А. Фет.) 5) Весна золотобровая, весна золотоносная, бедовая, суровая, не приставай с вопросами. (А. Прокофьев.) 6) Капли жемчужные, капли прекрасные, как хороши вы в лучах золотых, и как печальны вы, капли ненастные, осенью черной на окнах сырых4. (С. Есенин.)

— Назовите предложения с обособленными определениями. Подчеркните их.

— Как вы понимаете эпитет к слову весна в пятом предложении?

— Выполните полный синтаксический разбор 6-го предложения.

— Прочитайте, как вы разобрали это предложение.

 

IV. Подведение итога урока.

— Что вы можете рассказать об обращении?

 

Домашнее задание: § 200, упражнение 455, принести учебник «Развитие речи», тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Уроки 89—90

ОБРАЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

СОЧИНЕНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ

КАК СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Цели: закрепить понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте; учить умело использовать данное средство в собственной письменной речи в форме сочинения на определенную тему.

О б о р у д о в а н и е: тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Ход уроков

 

I. Организационный момент.

— Сегодня вы рассмотрите обращение с точки зрения его функции в речи, а затем вы должны будете написать сочинение с обязательным использованием обращений как средства выразительности и связи предложений в тексте.

 

II. Подготовка к сочинению.

Беседа.

— На прошлых уроках вы работали с обращениями, которые используются в поэтических текстах и не несут прямого назначения — привлечь внимание собеседника, а служат особым средством выразительности речи. Как они называются? (Риторические обращения.)

На доску заранее выносится стихотворение В.А. Жуковского «Море» со с. 103 учебника «Развитие речи».

 

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Есть ли в нем риторические обращения? Назовите их.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает их в тексте на доске.

 

— А теперь подумайте, какую роль они играют в строении текста. (Они повторяются в начале каждой строфы, усиливая тем самым связь предложений в данном тексте.)

— Как называется стилистическая фигура, или фигура речи, когда слово или словосочетание повторяется в начале предложений или стихотворных строк или строф? (Анафора.)

— Такие обращения тоже называются анафористическими, или повторяющимися.

 

Работа с учебником.

— Выясните еще одну особенность обращения в организации текста и связи предложений внутри него. Откройте учебники «Развитие речи» нас. 102, упражнение 170.

Работа устно по заданию к упражнению.

 

— Запишите вывод, выделенный значком  («Теоретические сведения») на с. 102, в тетрадь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: