Работа с художественным текстом

— У вас на партах тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вы читали ее на уроках литературы и знакомы с содержанием. Откройте «Песнь третью».

— Найдите такой фрагмент, в котором связь предложений усилена обращением, называющим предмет речи. Зачитайте этот фрагмент. Поясните, как он связан с предыдущим содержанием поэмы (устно).

— Какая картина В.М. Васнецова вспоминается вам при чтении этого фрагмента? («После побоища Игоря Святославовича с половцами».) Рассмотрите на вклейке в учебнике «Развитие речи» репродукцию этой картины.

— Прочитайте описание картины на с. 104—105 учебника «Развитие речи» и перескажите этот текст, добавив в него 1—2 предложения с риторическим обращением.

— Откройте упражнение 178, с. 106 учебника «Развитие речи».

Работа по заданию к упражнению.

 

— Назовите речевые функции обращения в художественных текстах.

— Если обращение выполняет роль первого предложения, организующего текст и называющего предмет речи, с которым связана вся последующая часть текста, от какого лица тогда ведется повествование? (От второго лица.)

 

III. Самостоятельная творческая работа учащихся — сочинение.

— Прочитайте задание к упражнению 179, с. 107 учебника «Практика». Определитесь, по какой из предложенных тем вы будете писать сочинение.

— Подумайте, какой будет основная мысль вашего сочинения? В чем смысл вашего текста-обращения, что вы хотите донести до читателя?

— Вначале обязательно пишите сочинение на черновике. Затем отредактируйте его и только потом переписывайте в чистовую тетрадь.

 

IV. Итог урока.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— В чем практическая ценность этого учебного материала?

 

Домашнее задание: упражнение 270, с. 178 учебника «Практика». Повторить материал об анафоре, эпифоре, композиционном стыке, изученных средствах выразительности речи.

 

 

Урок 91

ОСОБЕННОСТИ СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Цель: дать понятие о словах-предложениях, учить правильно оформлять их на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Прочитайте предложения, записанные на доске

 

Д. 1) Нет без сумерек синих и                             1) Нет, никому не отнять у нас

без розовых зорь. (М. Шолохов.)                   нашей великой русской

                                                                         гордости. (М. Шолохов.)

2) Да разлетитсягоре в                                 2) Да! Верой их сердца полны

прах. (Н. Некрасов.)                                       в реальность сказочной

                                                                             страны. (Вс. Рождественский.)

3) Я, несомненно, приму                            3) — Ты будешь участво

участие в соревнованиях.                               вать в соревнованиях?

                                                                            — Несомненно.

 

— Определите, чем являются повторяющиеся слова в предложениях обоих столбиков. (1) Сказуемым в простом и сказуемым в сложном предложении; 2) частицей и самостоятельным предложением; 3) вводным словом и самостоятельным словом -предложением.)

 

III. Объяснение нового материала.

— Таким образом, предложения могут состоять из одного слова, они так и называются — слова-предложения. Откройте § 201 учебника «Теория», с. 259, прочитайте и расскажите, в чем особенность этих предложений.

— Какие части речи наиболее часто употребляются в роли слов-предложений? (Частицы, междометия.)

— Какими знаками препинания выделяются слова-предложения?

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 436 в учебнике «Практика» на с. 202 (устно).

2) Выполнение упражнения 460 по заданию в учебнике.

Устно коллективно обсуждается задание перед упражнением; задание после упражнения выполняется по вариантам: 1 вариант — 1; 2 вариант — 2.

 

— Какие синонимы (слова-предложения) вы выписали?

 

Работа в парах.

— Составьте небольшой диалог, употребляя в роли предложений вводные слова:

Д. конечно                      возможно

вероятно                   по-видимому

 

— Кто готов озвучить свой диалог?

Выслушивается несколько пар, остальные учащиеся оценивают, справились ли выступающие с заданием.

 

Письмо по памяти. (Самодиктант.)

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Д. Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна...

                              (А Блок.)

— Есть ли в тексте слова-предложения?

— Прочитайте предложение, которое является сложным. Назовите грамматические основы.

— Прочитайте предложение с однородными членами предложения, объясните знаки препинания.

— Закройте глаза, я прочитаю вам текст еще раз.

— Сами прочитайте текст вслух.

— Попробуйте рассказать друг другу стихотворение по очереди по две строчки.

— Еще раз прочитайте текст про себя.

— Напишите стихотворение по памяти. (Текст закрывается.)

— Проверьте себя. (Текст открывается.)

— Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее и дополнительно работать над развитием зрительной памяти.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите под диктовку с подробным комментированием у доски предложения.

1) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин.) 2) Я бы все-таки не променял своего несчастья на их счастье, нет, нет! (Н. Островский.) 3) О, если б голос мой умел сердца тревожить! (А. Пушкин.) 4) Ого-го! Пап судья изволит сердиться. (В. Короленко.) 5) «Тьфу!» — обозлился старик, глядя на крючок без наживки. (В. Астафьев.)

— Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения. Что вы укажете в характеристике этого предложения? (Сложное, одна из частей выражена словом-предложением, то есть междометным предложением и др.)

— Прочитайте свой разбор предложения.

 

V. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: § 198—201 — повторить, упражнение 463.

 

 

Урок 92

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ:

«УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»; «ВВОДНЫЕ СЛОВА»;

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ»

 

Цель: обобщить и закрепить знания и умения по изученным темам.

О б о р у д о в а н и е: тесты.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Обобщение изученного материала.

Работа с тестами в парах.

— У вас на партах тесты. Выполните задания, работая в паре. Вы можете совещаться, выполняя каждое задание вместе, а можете выполнить, разделив задания между собой, а потом проверить друг друга.

 

Т Е С Т

1. Члены предложения, которые поясняют другие члены предложения, называют:

а) обособленными;

б) уточняющими;

в) однородными.

2. Слова, словосочетания, предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называют:

а) обособленными;

б) уточняющими;

в) вводными.

 

3. Обращение может быть распространенным:

а) да;

б) нет.

 

4. Я, знаете ли, пришел не с пустыми руками. Подчеркнутая конструкция является:

а) вводным словом;

б) вставной конструкцией.

 

5. Каждый человек стремится к счастью. К счастью, погода изменизась. Знаки препинания расставлены верно:

а) только в первом предложении;

б) только во втором предложении;

в) в обоих предложениях.

 

6. В каком из вариантов все знаки препинания в предложении расставлены верно:

а) Здравствуй Ветер! Ветер здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?

б) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?

в) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь, вихрастый, что поднялся до зари?

 

7. Не нужно стремиться, чтобы в вазе стоял огромный букет... Научить ставить в вазу один, три, пять цветков (лучше нечетное количество), но так, чтобы они не только украшали друг друга, но и сочетались бы и с вазой, и с цветом стен, и со всей обстановкой комнаты.

В этом предложении словосочетание, заключенное в скобки, является:

а) вводным;

б) вставной конструкцией;

в) угочняющим членом предложения.

 

— Проверьте, как вы справились с этим заданием.

Одна пара называет ответы, остальные оценивают жестом: поднятый вверх большой палец руки согласны, верно; опущенньий вниз большой палец руки — не согласны, неверно.

 

О т в е т ы: 1б, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7б.

 

Беседа.

— Какие правила вы вспомнили, чтобы выполнить задание теста? Расскажите, что еще вы знаете о вводных, вставных конструкциях и уточняющих членах предложения.

— Чем необычны обращения в художественной речи? Расскажите.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 512, с. 230, составляя схемы расстановки знаков препинания в каждом предложении.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, один учащийся работает у доски.

 

— Проверьте, правильно ли выполнил упражнение ваш одноклассник, работавший у доски. Он читает предложения, называя знаки препинания и объясняя их выбор, а вы знаком (поднятым вверх или опущенным вниз большим пальцем руки) показываете, согласны вы с ним или нет.

 

Выборочный диктант.

— Разделите страницу тетради на три части и озаглавьте их следующим образом:

 

Вводные слова, словосочетания, предложения Вставные конструкции Уточняющие члены предложения
     

 

— Я буду читать текст по предложениям, повторяя каждое по три раза, а вы должны выписать из них только то, что требуется, то есть вводные слова, вставные конструкции и уточняющие члены предложения с теми членами, которые они уточняют. Например:

Прошлой осенью, в конце сентября, погода стояла чудная. Вы выписываете: осенью, в конце сентября.

Это было, конечно, очень интересно. — Вы выписываете: конечно.

 

Текст

Вы, друзья мои, вероятно, любите выбираться на природу. Конечно же, находясь на лоне ее, нельзя остаться равнодушным. Чувства, появляющиеся в этот миг, разумеется, противоречивы, но прекрасны. Несомненно одно — человек и природа находятся в неразрывной связи, очевидно ощущаемой.

Пребывая в лесу, мы, во-первых, отвлекаемся от одолевших городских проблем (избави Боже помнить о них в эти минуты); во-вторых, полной грудью вдыхаем чистый, ничем не загрязненный воздух; в-третьих, как будто сливаемся всем существом своим с окружающими нас вековыми деревьями, травой, расстилающейся под ногами, непролазными кустами дикой малины и смородины. Такое состояние не настораживает, а, наоборот, рассеивает тревоги, успокаивает, уводит в глубины подсознания. Если бы знать, сколько внутри нас скрывается первобытных природных инстинктов, по правде говоря, выходящих наружу только в моменты наивысшей опасности. Частое пребывание на природе поможет избежать многих неприятностей, снимет стресс, а может быть, излечит тяжелую болезнь.

Бесспорно, неповторимые пейзажи не могут не дополнять необыкновенные звуки леса: пение птиц, шорохи трав и, конечно же, шепот листьев на ветру.

Мало-помалу приближающаяся ночь наполняет лес тайной. Итак, останемся на ночевку? В красно-оранжевом пламени костра, кажется, сосредоточилась вся сила, вся энергия леса. Признаться, совсем не хочется далеко отходить от огня. Смешно сказать, но те шорохи и шепот леса, так восхищавшие меня недавно, уже пугают. Так, неровен час, из-под соседней кочки покажется леший, а из речки выйдут красавицы-русалки и затеют свои подлунные танцы.

К счастью, мы все цивилизованные люди, и страхи, всего лишь на миг, к несчастью, выбравшиеся наружу, скоро исчезнут.

И все-таки хорошо, мои дорогие, забыть на время о наступающем двадцать первом веке и хотя бы на миг оказаться так же близко к природе, как близко находился к ней наш далекий предок.

(Г. Гуревич)

 

— Прочитайте, какие вводные слова вы выписали. Каковы их значения?

— Встретилась ли хоть одна вставная конструкция?

— Какими знаками препинания она должна выделяться в предложении? (Скобками.)

— Какие уточняющие члены предложения вы выписали?

 

Самодиктант.

Письмо по памяти текста, записанного на доске.

 

— Прочитайте стихотворение Я. Козловского, записанное на доске. Определите, чем являются в предпожениях выделенные слова:

Д. Бобер, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: — Не помешал?

Лиса в ответ: — Ах, что вы, друг, напротив! —

И села в кресло мягкое напротив,

И ложечкою чай он помешал.

— Объясните знаки препинания в этом стихотворении.

— Прочитайте текст еще раз и попробуйте рассказать его друг другу, не глядя на доску.

— Прочитайте все вместе его вслух, каждый знак препинания выделяя хлопком в ладоши.

— Напишите текст по памяти. (Текст на доске учитель закрывает.)

— Проверьте себя, сверяясь с доской (текст открывается).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: