Синонимичные словосочетания

 

В данных словосочетаниях найдите синонимичные пары. Расскажите об их сходстве и различиях, учитывая строение и значение.

Улицы Москвы, меховая шапка, певец из Греции, греческий певец, кисель из вишни, шапка из меха, московские улицы, книга дедушки, стол для черчения, соловьиное пение, шаль в клетку, дедушкина книга, клетчатая шаль, пение соловья, чертежный стол, вишневый кисель.

 

● Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания: слесарные инструменты — инструменты слесаря, офицерские сапоги — сапоги офицера? Почему? Подберите свои примеры подобных словосочетаний.

 

Виды односоставных предложений.

 

Прочитайте предложения и сгруппируйте их. Назовите тот признак, по которому односоставные предложения делятся на группы.

1) Легко на сердце от песни веселой. (В. Лебедев-Кумач.) 2) Славная осень! (Н. Некрасов.) 3) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. (С. Есенин.) 4) Споемте, друзья. (А. Чуркин.) 5) Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин.) 6) Мороз и солнце! (А. Пушкин.) 7) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (А. Пушкин.)

 

● Найдите в тексте сложное слово. Расскажите о способах образования сложных слов.

 

Вид предложений. Постановка знаков препинания.

 

Спишите предложения, подчеркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие знаки препинания и дефисы.

1) Люблю дымок спаленной жнивы. 2) От марш..ровки меня избавь. 3) Молча сижу под окошком т..мницы. 4) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. 5) (Не) смейся над моей пророч..ской тоской. 6) Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной. 7) (Не) грусти дорогая соседка. 8) Возьму винтовку длинную .                          (М Лермонтов.)

 

Группа № 2

Согласование.

 

Данные словосочетания разложите на два. Предлог выписывайте один раз. Докажите, что предлог не является средством связи при согласовании.

О б р а з е ц. Переписал в новую тетрадь — переписал в тетрадь, новую тетрадь.

Шел по длинной алле.., сшили из шелковой ткани, поступает в Московский университет, сложили из огн..упорного к..рпича, трудится на тр..котажной фабрик.., проснулись после зимней спячки, паслись на зеленом лугу, выросла на опушке рощи, причалила к песчаному берегу.

 

Односоставньте предложения в сложном предложении.

 

Спишите предложения. Определите, какие предложения — односоставные или двусоставные — являются частями сложных предложений.

1) Щеке было холодно: она касалась снега. (Ю. Яковлев.) 2) Меня прин..ли в баск..тбольную команду, и я через день трен..ровался с ребятами по два часа. (Н. Носов.) 3) Рояль поставили на широкой, открытой те (р, рр) а (с, сс) е, и легкая девушка быстро и бездумно подошла к нему, подн..ла его крышку, заиграла. (В. Лидин.) 4) По дороге я спрашиваю у встречных, что слышно в других районах. (Л. Славин.) 5) (Не) беда, что ветер косит и бе..жалос(?)на волна. (Н. Букин.)

 

Неполные предложения.

 

Выпишите неполные предложения в таком порядке: 1) опущенные члены предложения восстанавливаются по связи с предыдущим текстом; 2) они ясны из обстановки. Восстановленные члены предложения запишите в скобках.

1) (Вынимает письмо из коробки.)

Прочитайте, Евгений Аполлоныч!

 

2) — А, Василий Данилыч! Откуда?

— С пристани.

 

3) — Гитара с тобой?

— Не захватил, Сергей Сергеич!

 

4) — Мне приказали переписать?

— Тебе.

 

5) — Полина, подите, распорядитесь чаем.

— Сейчас, маменька.

 

6) Илья, наладь мне (подает гитару).

 

7) — Что, дядюшка занят?

— Занят.

 

8) — Ну-ка, девушки, веселенькую... (девушки начинают запевать).

 

(А. Островский.)

 

● Расскажите о диалоге и знаках препинания при нем. ● Назовите корень в выделенном слове. Подберите однокоренные слова и расскажите об особенностях этого корня.

 

Группа № 3

Синонимичные словосочетания.

 

В данных словосочетаниях найдите синонимичные словосочетания и сравните их. В чем их смысловое различие?

1) Передо мною волны моря. Их много, им немыслим счет. (Б. Пастернак.) 2) Его голос звучал как морская волна. (А.К. Толстой.) 3) Где-то песню соловья вдалеке я слышу. (С. Есенин.) 4) Заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна. (А. Блок.)

 

● Сделайте орфографический разбор выделенного слова. Подберите свои примеры подобных слов.

 

Односоставные предложения.

 

Спишите предложения. Определите их вид. Подчеркните главные члены. Расставьте знаки препинания.

1) Открыли окно. Теплая сырость после грозы собралась2 в тесной ар..матн..й чаще акаций с..рени черемухи и яс..ней. 2) Солнце небо цветы пчелы с утра до ночи работают вместе и каждый день все больше и больше соб..рается меду в ульях. 3) Морозная тишина. Вечере..т. Темнеют кусты (не) одетого леса будто это сам лес соб..рает к ночи свои думы. 4) Ночью (не) было мороза. День сложился серый но (не) теплый. 5) Весе (н, нн) ий ручей зап..здал не успел совсем сбежать и теперь струится по зелен..й траве и в ручей капает сок из полом.. (н, нн) ой ветки березы. 6) Солнце и ветер. Весе (н, ни) ий свет. Корка наста от лыжи как стекло со звоном разлетается.

(М Пришвин.)

 

Односоставные предложения со значением обобщенного лица.

 

Выпишите предложения со значением обобщенного лица и сделайте их разбор.

1) Это задание выполнишь после уроков. 2) В весе (н, нн) ие дни вдыха..шь воздух полной грудью и раду..шься солнцу. 3) Люб..шь катат (?) ся, люби и саночки возить. 4) Принеси стакан воды. 5) Руби дерево по себе. 6) За правое дело стой смело. 7) Сегодня рисуем с натуры пейзаж. 8) Перед экзаменом всегда волнуешься. 9) Проголода..шься, так хлеба достать дог..даешься. 10) Не найдешь лучше родной стороны.

 

Группа № 4

Синонимичные словосочетания.

 

Подберите синонимичные словосочетания к данным. Составьте с некоторыми из них предложения и объясните свой выбор.

I. Листья клена, люстра из хрусталя, звуки весны, даль моря, вершины гор, вода родника, колесо автомобиля.

II. Зеркальная вода, дружная семья, зимние картины, серебряный иней, отцовский пиджак, закатные лучи, туманная полоса, свет луны.

 

● Составьте схемы словосочетаний. Расскажите о грамматическом значении синонимичных словосочетаний.

● Во всех ли случаях данные и подобранные словосочетания синонимичны? Докажите, сравнив значения словосочетаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: