1.Понятие субъекта международного права.
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей,способный участвовать в межгосударственных отношениях,международном нормотворчестве и нести ответственность за свои международные обязательства.
Субъекты:
Государство
Международные и межправительственные организации
Государственноподобные образования
Народы,борющиеся за самоопределение
Иные субъекты
Все субъекты международного права обладают одинаковой правосубъектностью и различной правоспособностью, определяемой объемом прав и обязанностей.
Субъекты МП подразделяются на:
Первичные,являющиеся результатом естественного исторического процесса:
Государства
Народы и нации,борющиеся за самоопределение.
И производные,создаваемые первичными:
Международные и межправительственные организации
Государствоподобные образования
К числу субъектов международного права относят также отдельные международные судебные органы.(Например, международный уголовный суд,трибуналы)
|
|
Характеристика отдельных субъектов международного права.
1.Государство.
Является основным субъектом МП. Обладает универсальной правоспособностью; полным объемом прав и обязанностей.
Государства подразделяются на простые и сложные:
Простые-унитарные-являются едиными и самостоятельными субъектами.
Сложные - федерации и конфедерации.
Федерация является единым субъектом МП вне зависимости от того,что отдельным членам федерации может быть предоставлено право участвовать в международных отношениях, в заключении международных договоров.
Подробнее смотреть - ФЗ о международных договорах РФ.
Конфедерация-объединение государств,созданное на основе международного договора,как правило,для решения военных и политических задач.
2.Народы и нации,борющиеся за самоопределение.
Это право является основным принципом международного права,закрепленным в уставе ООН.
Самоопределение народа может осуществляться в форме:
Образования автономии
Самостоятельного независимого государства.(присоединения к другому государству)
Для того, чтобы тот или иной народ имел право рассматриваться в качестве субъекта МП,необходимо чтобы сложились организационные и правовые предпосылки. Без правовых предпосылок борьба народа может рассматриваться как сепаратизм.
Международное право направлено против нарушения территориальной целостности государств.
Организационные предпосылки:
|
|
Наличие у большинства народа воли бороться
Наличие созданных властных структур и единого центра,способного выступать от имени народа в межгосударственных отношениях.
Правовые предпосылки:
Право на самоопределение относится к:
Народам колоний и других несамоуправляющихся территорий.
Народам,проживающим на территории государств,которые подверглись аннексии после 1945 года.
Народам, в законодательстве государств которых предусмотрено право на самоопределение.
Народам, государства которых нее соблюдают права на самоопределение и не обеспечивают представительство всех слоев населения в государственных органах.
Борьба народа за самоопределение может иметь как мирный, так и военный характер.
Мирный-выступления в СМИ и парламенте; не должно быть призывов к насилию.
Насилие может применяться только в ответ на применение вооруженной силы.
3. Международные и межправительственные организации.
Определение- объединения государств,созданные в соответствии с учредительным договором,определяющим его правоспособность,имеющему постоянно действующие органы,решающие задачи в универсальной или определенной сфере международных отношений.
Например-ООН,ВОЗ,ЮНЕСКО,МАГАТЭ,СНГ,ШОС и многие другие.
Об этом мы поговорим на другой лекции. Тут будет ссылка.
4.Государствоподобные образования.
Субъект МП,возникающий на основе соглашения государств для разрешения территориальных споров и разногласий.
Например,ранее это были вольные города,свободные территории.
Ныне-это Ватиткан.
Международное правовое признание.
Определение: это односторонний добровольный акт государства,которое заявляет о том,что рассматривает другое государство в качестве субъекта международного права и намерено поддерживать с ним международные отношения.
Или правительство,пришедшее к власти неконституционным путем на территории того или иного государства как представителя народа соответствующей территории.
Различают признание:
- Предварительное
- Окончательное
- Традиционное
Раздичают формы признания:
Де-факто(предварительное) влечет за собой установление консульских отношений.
Де-юре(полное и окончательное) влечет за собой установление дипломатических отношений.
Ad hoc. Это временное признание для решения каких-либо вопросов международных отношений.
Государство признается тогда, когда происходят какие-либо территориальные изменения.
Правительство признается тогда, когда оно приходит к власти неконституционным путем в том или ином государстве.
Также существует "доктрина Эстрады". Это так называемое молчаливое признание-когда государство не желает одобрять способ прихода правительства к власти, и в то же время намеренно с ним поддерживает официальные отношения.