Способы толкования норм права

Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными способами толкования считают следующие:

1) грамматический;2) систематический;3) историко-политический;4) логический; 5) специально-юридический;6) телеологический;7) функциональный.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

1 Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы.

2 Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

3 Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие.

4 Специально-юридический с пособ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов:

1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;

2) конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения);

3) определение отраслевой принадлежности правовых норм;

4) терминологическое толкование.

5. Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.

6. Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта.

7. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.

По объему толкование норм права разделяют:

1) на буквальное;

2) расширенное;

3) ограниченное.

 

 

                     21. Романо-германская правовая система
Романо-германская правовая система Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др. Исторические корни романо-германской правовой системы восходят к древнеримскому праву. В период раннего средневековья (XII-XIII вв.) и далее - в эпоху Ренессанса университетская наука континентальной Европы осуществила рецепцию - восприятие и адаптацию римского права времен императора Юстиниана. Причина такой правовой революции - в изменении социально-экономических условий жизни западноевропейских сообществ. Речь идет прежде всего о зарождении капиталистического способа производства, замене натурального хозяйства товарно-денежным, всплеске экономической активности, стремительном росте городов, ремесел, торговли. Феодальное право дискриминационного, кастового, вассально-крепостного типа устарело и уже не отвечало новым реалиям. Рыночная, конкурентная экономика требовала право, основанное на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это западные правоведы нашли в римском частном праве. Однако речь идет о той части древнеримского права, которая распространялась лишь на так называемых свободных граждан, но не рабов. Поэтому именно римское частное право было приспособлено к новым условиям. Ведущий источник романо-германского права - нормативно-правовой акт, а точнее - закон. Закон имеет безусловный приоритет перед иными источниками. Система нормативных актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни. Для романо-германской правовой системы характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования. Правовые нормы как общие модели правомерного поведения формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. При отправлении правосудия судья осуществляет не правотворчество, а правовую квалификацию, устанавливая соответствие фактических обстоятельств действующей нормативной модели. Роль обычая ограничена, он не считается самостоятельным источником права, является лишь дополнением к закону. В отдельные исторические периоды нормативизм ряда романо-германских правовых систем принимал крайние формы, абсолютизируя нормативно-правовой акт в качестве единственно возможного источника права и отрицая нормативную роль обычаев, прецедентов, договорного права. К достоинствам романо-германской правовой системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.         22. Англосаксонская правовая система Англосаксонская правовая система является наиболее распространенной в современном мире. Эту правовую семью также называют семьей общего права. В ее состав входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около 1/3 населения Земного шара проживает в странах англосаксонской правовой системы, получившей такое широкое распространение в определенной степени в связи с колониальным прошлым Великобритании. Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, правовое регулирование строится на юридической практике, судебных прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. В англосаксонской правовой системе отсутствует деление права на частное и публичное, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Имеются особенности и в подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществлялось судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей. Другим отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо выработки общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации. В англосаксонской правовой семье различают две обособленные группы: английского права и права США. Рассмотрим особенности английского права. Среди источников права ведущее место принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон, его роль постепенно возрастает. Однако в силу исторических особенностей значение закона в структуре английского нрава не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико. Судебная власть Англии по объему полномочий не уступает законодательной и исполнительной властям. Высшие суды участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентируют порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определенным вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент – решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента состоит в том, что сходные дела решаются по аналогии. Прецедентное право сочетается со статутным (включающим в себя законы – статуты), значение которого возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Акты делегированного законодательства и акты исполнительной власти могут отменяться судом. Ежегодно английским парламентом издается 80 законов, итоги его законотворчества составляют 50 томов. Английское законодательство отличается казуистичностью, обусловленной влиянием судебной практики. Англия не имеет писаной конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, имеющим реальное значение в английской практике, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом. Возрастание роли законодательства непосредственно не означает потери своих позиций судебным прецедентом. Ряд институтов непосредственно регулируется прецедентным правом (некоторые договоры, ответственность вследствие нарушенных обязательств и другие гражданские правонарушения). Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей английской правовой системы любые вновь принятые законы вообще не могут функционировать без множества сопутствующих судебных прецедентов. В XXI в. резко возросла роль делегированного законотворчества, т.е. издания законодательных актов органами исполнительной власти. Правовой обычай в Англии имеет второстепенное значение по сравнению с другими источниками права. Обычное право существовало еще до возникновения общего права. Применение обычая имеет ограниченный характер. По закону 1265 г. подлежит применению исключительно старинный обычай (возникший до 1189 г.). Это ограничение касается только местных обычаев, для применения которых следует доказать давность его возникновения. В торговой сфере обычаи применяются свободно, даже появляются новые обычаи. В общественной жизни велика роль обычаев, особенно конституционных, которые восполняют отсутствие соответствующих положений законов. С течением времени английское право распространилось далеко за пределы самой Англии. В процессе распространения оно изменялось благодаря особым условиям тех стран, которыми воспринималось. Степень изменения была различной и зависела, прежде всего, от прочности связей между конкретной страной и Великобританией, от специфики географических условий, а также от особенностей и влияния местных цивилизаций. Структура права США, хотя в целом аналогична английской, имеет довольно большое число специфических черт. Самые существенные различия возникают благодаря совершенно иному государственному устройству США, вследствие которого внутри американской правовой системы существует федеральное право и право штатов, в то время как английскому праву это деление совершенно незнакомо.   23. Применение права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав. Например, защищая право на жилище, правоприменитель может признать это право, выселить правонарушителя, обязать предоставить жилище, но не может его построить. Признаки применения права: 1. право применяется только уполномоченными органами и должностными лицами; 2. применение права имеет государственно-властный характер; 3. содержанием правоприменительной деятельности является издание на основе норм права индивидуальных правовых актов (например, решение суда по гражданскому делу, приговор суда по уголовному делу, постановление о наложении административного штрафа, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о применении мер пресечения, о назначении пенсии и т. п.); 4. применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке (в процессуальной форме или в соответствии с менее развитыми процедурными правилами). Стадии применения права: 1. установление фактической основы дела, 2. установление юридической основы дела, 3. принятие решения Первые две стадии взаимосвязаны и во времени переплетены. По существу, речь идет о доказывании и юридической квалификации фактов, например квалификации преступления. Для того чтобы знать, какие факты имеют значение, необходимо знать, какая норма права будет применяться, и наоборот, чтобы правильно выбрать норму права, которая должна применяться, необходимо уяснить имевшие место факты. Деятельность правоприменителя поэтому носит эвристический характер (т. е. направлена на установление неизвестных фактов). С другой стороны, эта деятельность является юридической, так как производится в соответствии с нормами права, регламентирующими процесс доказывания.   Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы. Назначение актов примененияправа вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция. Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем: 1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от НПА; 2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции; 3) не содержат в себе правовойнормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права; 4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания; 5) исчерпываютсяоднократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие; 6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти. Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах. По структуре такие акты могут состоять из: • четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда); • трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов); • двух частей — вводной и резулютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий). Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу. Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям. 1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др. 2. По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств. 3. По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные. 4. По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе). 5. По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов). 6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения. Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта. Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.         24. Понятие, признаки и виды правоотношений В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов, организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности. Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами. Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем: 1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. 2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные субъекты, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. 3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало этому явлению. 4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности. 5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Что касается структуры правоотношения, то в нее входят следующие элементы: субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность. Правоотношения классифицируются на виды по разным основаниям. Одно из них - система права. Здесь выделяются конституционные, гражданско-правовые, семейные, уголовные и иные правоотношения. По функциям права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права. Охранительные возникают в результате нарушения правовых предписаний и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью, - с другой в случае совершения ею преступления. По методам регулирования все правоотношения делятся на управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный), и договорные,, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм). В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения они делятся на относительные и абсолютные. В относительных четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.). В абсолютных персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.). По времени действия правоотношения подразделяются на длящиеся (трудовые, служебные) и разовые, однократные (участие о выборах, договор мены). В зависимости от характера правоотношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные) и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения). Наконец, по составу участников они могут делиться на двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника). 25. Понятие, признаки, виды и состав правонарушения Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.  Признаки правонарушения. 1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.  2.Правонарушение, это деяние, то есть внешнее поведению людей, а не их мысли. Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.  3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.  4.Правонарушение это виновное деяние. Вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину - вину основного должника.  5.Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.  6.Правонарушение - наказуемое деяние, то есть оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность -это способность нести ответственность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответственности. Виды правонарушения. Правонарушения делятся на: Преступления и Проступки -Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, пожизненное заключение)  -Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания. 1.Гражданские проступки - это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки. Санкции за такие проступки -возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.  2.Административные проступки - нарушение норм административного права, охраняющие установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты. Санкции - штраф, лишение водительских прав, арест на пятнадцать суток, исправительные работы.  3.Дисциплинарные проступки -связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины. Основные взыскания - выговор, замечание, понижение в должности.  4.Материальные проступки - это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям и организациям. Применяются главным образом правовостановительные санкции путем удержания зарплаты, обязанности загладить вред, возместить ущерб.  5.Процессуальные проступки - неявка в суд, к следователю на допрос, отказ в выдаче вещественных доказательств. Санкция - принудительный привод. Состав правонарушения. 1) субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.(физическое лицо, юридическое лицо) 2) объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы. 3) объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием. 4) субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.(мотив, вина, цель)         Вопрос 30. Коллективный договор: понятие, содержание и порядок заключения Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: - формы, системы и размеры оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; - оздоровление и отдых работников и членов их семей; - частичная или полная оплата питания работников; - контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; - другие вопросы, определенные сторонами. Действующим законодательством предусматривается обязательная процедура разработки и заключения коллективных договоров, начальной стадией которой являются коллективные переговоры. В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению, изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. О начале переговоров по новому коллективному договору любая из сторон вправе направить письменное уведомление в течение трех месяцев до дня окончания действия прежнего коллективного договора или в срок, указанный этим договором. Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия, составляется протокол разногласий. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при не достижении согласия обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. В целях непосредственного ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Работодатель и его уполномоченные представители обязаны представить не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. При не достижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров. Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта, месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом по организации и решением профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Вопрос 31. Понятие, стороны и содержание трудового договора Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.  В трудовом договоре указываются: - фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; - сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; - идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); - сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; - место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: - место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; - трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). - дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора; - условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); - режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); - гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; - условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы; - условия труда на рабочем месте; - условие об обязательном социальном страховании работника. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: - об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; - об испытании; - о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); - об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; - о видах и об условиях дополнительного страхования работника; - об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; - об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей. Вопрос 32. Порядок заключения трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора. Порядок заключения трудового договора: 1) трудовой договор заключается в письменной форме; 2) составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами; 3) один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор является основанием для издания приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). На основании приказа (распоряжения) в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника; 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя; 5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность); 6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения; 7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора; 8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы; 9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем; 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон; 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Вопрос 33. Понятие и виды рабочего времени. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Виды рабочего времени: - нормальная продолжительность рабочего времени; - сокращенная продолжительность рабочего времени; - неполное рабочее время. Нормальная продолжительность рабочего времени - это продолжительность рабочего времени, применяемая в том случае, если работа выполняется в обычных условиях труда и лица, ее выполняющие, не нуждаются в специальных мерах охраны труда (не может превышать 40 часов в неделю). Сокращенная продолжительность рабочего времени - это меньшая его продолжительность по сравнению с нормальным рабочим временем, установленная законом, но с оплатой как за нормальное рабочее время за исключением несовершеннолетних работников, которым оплата производится пропорционально отработанному времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени на основании норм законодательства, в частности статьи 92 ТК, установлена для следующих категорий работников: - несовершеннолетних; - с пониженной трудоспособностью (инвалидов I и II групп); - занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних не являющихся учащимися, а также являющихся учащимися, но работающих в период каникул и устанавливается: - не более 24 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет; - не более 35 часов в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм рабочего времени: - для учащихся в возрасте до 16 лет - не более 12 часов в неделю, - для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет - 17,5 часов в неделю. Труд несовершеннолетних оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы составляет не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. устанавливается не более 36 часов в неделю. Неполным рабочим временем называется рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальное рабочее время. Неполное рабочее время может выступать как неполная рабочая неделя или неполный рабочий день. При неполном рабочем дне уменьшается продолжительность ежедневной работы, но рабочая неделя остается 5-дневной или 6-дневной. Неполная рабочая неделя - это уменьшение рабочих дней при сохранении установленной продолжительности рабочей смены. Возможно одновременное сокращение рабочего дня и рабочей недели. Отличия неполного рабочего времени от сокращенного: - если сокращенное рабочее время устанавливается законом для определенных категорий работников, то неполное рабочее время может быть установлено для любого работника по соглашению между ним и работодателем. - при сокращенном рабочем времени его продолжительность определяется соответствующим нормативным актом, регулирующим конкретный вид сокращенного рабочего времени; соглашение же между работником и работодателем о неполном рабочем времени может предусматривать уменьшение рабочего времени на любое количество часов или рабочих дней без каких-либо ограничений. 34. Понятие и виды времени отдыха Согласно разделу V, главе 17, статьям 106-107 Трудового Кодекса РФ Ст. 106. Понятие времени отдыха. Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ст. 107. Виды времени отдыха. Видами времени отдыха являются: -перерывы в течение рабочего дня (смены); -ежедневный (междусменный) отдых; -выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); -нерабочие праздничные дни; -отпуска.   35. Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования. Основы государственных гарантий и компенсации. Согласно главе 20, статье 129 Трудового Кодекса РФ Заработная плата (оплата труда работника) –вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Правовая организация оплаты труда формируется 2-мя методами правового регулирования: 1. Государственный нормативный.Государственным методом осуществляется регулирование оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, где источником финансирования оплаты труда являются бюджеты всех уровней. 2. Коллективно-договорный.В соглашениях на определенном их уровне (от отраслевого до генерального соглашения) закрепляются соответствующие условия заработной платы, принципиально важные для данного уровня соглашения. В коллективных договорах предусматриваются системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов и т.д.. В трудовых договорах конкретизируются размеры заработной платы. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: Согласно статье 130 ТК РФ: - величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ); - меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; - ограничение оплаты труда в натуральной форме; - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности в соответствии с федеральными законами; - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; - ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; - сроки и очередность выплаты заработной платы.     36. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность и ее виды. Согласно главе 29, статье 189 ТР РФ: Дисциплина труда –обязанность работника соблюдать нормы, которыми регулируются его трудовые отношения с предприятием и непосредственно процесс труда. В процессе трудовой деятельности работник должен соблюдать: трудовую, технологическую и производственную дисциплины, которые вместе составляют дисциплину труда. Трудовая дисциплина представляет собой обязанность работника соблюдать нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка. Технологическая дисциплина состоит в исполнении работником требований технологических правил, стандартов, инструкций, обеспечивающих качество производимой продукции. Производственная дисциплина – это обязанность работника соблюдать правила техники безопасности. Нарушение трудовой дисциплины представляет собой дисциплинарный проступок, т.е. виновное противоправное деяние, препятствующее нормальной производственной или иной деятельности предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность –это применение мер дисциплинарного взыскания к работникам за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей. Привлечение к дисциплинарной ответственности возможно при наличии следующих условий: - совершение дисциплинарного проступка; - противоправность деяния; - наличие вины работника. Виды дисциплинарной ответственности: 1. Общая(предусмотрена ст.192 ТК РФ, устанавливается для всех работников без исключения); 2. Специальная(предусмотрено дополнительно к общей дисциплинарной ответственности для отдельных категорий работников. Может устанавливаться только уставами и положениями, утвержденными федеральными законами).                                                              37. Понятие, формы и способы защиты трудовых прав. Согласно главе 56, статье 352. Способы защиты трудовых прав и свобод Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: - самозащита работниками трудовых прав; - защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - судебная защита. Формы защиты трудовых прав: В юридической литературе традиционно выделяют две формы защиты трудовых прав: неюрисдикционные и юрисдикционные. -Юрисдикционная форма представляет собой деятельность полномочных государственных органов по защите нарушенного права; -Неюрисдикционная форма защиты рассматривается как применение мер защиты самостоятельно, независимо от органов государственной власти.   В административном праве юрисдикционная форма определяется через деятельность полномочных государственных органов, которые в пределах имеющейся у них компетенции могут оформить обязательные решения об устранении нарушенных прав и законных интересов, а также применять к правонарушителям предусмотренные законодательством меры ответственности. Применение юрисдикционных форм, как правило, связано с принципом диспозитивности. Вопрос об использовании или неиспользовании предоставленного права на защиту работник решает самостоятельно. В этом случае работник для защиты своих трудовых прав может выбрать следующие варианты: а) совершить не запрещенные законом действия по самостоятельной защите своего права, то есть осуществить самозащиту; б) обратиться в профсоюз с целью защиты трудовых прав; в) обратиться за защитой своих прав в компетентные государственные органы. Если работник обращается в государственные органы за защитой своего права, то возникают отношения с участием государственного органа, в которых могут быть использованы меры государственного принудительного характера. Однако отношения по привлечению работодателя государственным органом к административной и уголовной ответственности в предмет трудового права не входят, хотя нельзя не признать, что привлечение к указанным видам ответственности может способствовать восстановлению нарушенных прав. Неюрисдикционная форма влечет возникновение отношений без участия властных государственных органов, тогда как использование юрисдикционной формы защиты приводит к возникновению отношений с участием полномочных государственных органов, в которых они могут реализовать властные полномочия. Деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав работников. Можно выделить следующие особенности данной юрисдикционной формы защиты трудовых прав работников: 1) наличие самостоятельной цели – обеспечение реализации трудовых прав работников; 2) наличие властных полномочий у органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, которые должны обеспечивать достижение указанной цели; 3) реализация властных полномочий органами государственного надзора и контроля в отношениях по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников; 4) отсутствие правового регулирования вступления в законную силу решений органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права; 5) отсутствие принудительного механизма исполнения решений органов государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников; 6) особое процессуальное оформление результатов деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. Следовательно, в нашем понимании государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права как одна из форм юрисдикционной защиты трудовых прав может быть определен через деятельность полномочных государственных органов, которая протекает в отношениях по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников и имеет своей целью обеспечение реализации трудовых прав работников, что должно получать соответствующее процессуальное оформление.     38. Понятие и виды материальной ответственности в трудовом праве   Материальная ответственность – это обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в размере и порядке, которые установлены законодательством. Материальная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.   Виды материальной ответственности: 1. Виды материальной ответственности работника В зависимости от предела допускаемого законом взыскания ущерба материальная ответственность работников подразделяется на два вида: 1. Ограниченная материальная ответственность - предусматривает возмещение работником причиненного ущерба в заранее установленных пределах. Как правило, таким пределом является средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ). 2. Полная материальная ответственность. В зависимости от субъектного состава полная материальная ответственность может быть: • индивидуальной - Полная индивидуальная материальная ответственность работника устанавливается договором, который заключается с работодателем. В соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. • коллективной (бригадной) - Коллективная (бригадная) материальная ответственность устанавливается при совместном выполнении работниками отдельных видов работ. Коллективная материальная ответственность за причинение ущерба вводится, если невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере (ст. 245 ТК РФ). Письменный договор о коллективной материальной ответственности заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады). 2. Материальная ответственность работодателя Материальная ответственность работодателя перед работником является самостоятельным видом юридической ответственности в трудовом праве. Основание, условия, а также размеры материальной ответственности работодателя перед работником определены Трудовым кодексом РФ в статьях 232 и 233. Случаи материальной ответственности работодателя перед работником определены в статьях 234-237 ТК РФ, в соответствии с которыми работодатель несет ответственность: 1. В результате незаконного лишения работника возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ); 2. За ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235 ТК РФ); 3. За задержку выплаты заработной платы и других выплат работнику (ст. 236 ТК РФ). 39. Понятие, виды и система источников ГП Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются понятием гражданского законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, одним из источников ее права. В имущественном обороте известную роль также сохраняют обычаи. Различают следующие источники гражданского права: нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ); Конституция РФ; гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ); иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3); обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Система источников: 1) НПА: а) Конституция - устанавливает главные принципы гражданского права и содержит нормы, относящиеся к основным институтам гражданского права, например, праву собственности (ст. ст. 8, 35, 36), праву занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34), праву интеллектуальной собственности (ст. 44). б) ФКЗ (об арбитражных судах и о судебной системе в РФ) в) ФЗ – гражданский кодекс и текущие ФЗ; г) Иные НПА – указ президента РФ, постановление правительства РФ, акты федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями издавать нормативные акты. 2) Обычаи делового оборота и международные договоры: а) Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ): обычай должен быть сложившимся иметь широкое применение могут быть только в предпринимательских отношениях как правило не имеют формального закрепления обычаи как источники гражданского права должны быть санкционированы б) Международные договоры (ст. 7 ГК РФ) - это соглашения 2-х и более государств, устанавливающие общеобязательные правила поведения для физических и юридических лиц государств участников данного соглашения. Виды международных договоров: по составу участников: двухсторонние, региональные, универсальные по предмету правового воздействия по свободе волеизъявлений государства и принятию отдельных положений договора: императивные (государство обязано принять все положения договора) и диспозитивные (государство может принять лишь отдельные положения договора). 3) Иные правовые формы в гражданском праве: Локальные правовые акты – правовые акты, распространяющие своё действие на участников определенных организаций (уставы, учредительные договоры и иные документы юридических лиц) Судебная практика (прецедент) – роль прецедента оформляется в правовом регулировании: через постановления пленумов верховного суда РФ и высшего арбитражного суда РФ, дающих обязательное разъяснение по вопросам применения закона Определения и постановления конституционного суда РФ: в ГПК РФ и АПК РФ закреплено правило, по которому нижестоящие суды обязаны руководствоваться позицией высших судов, выработанных при рассмотрении конкретных дел и оформленных постановлением президиума Индивидуальный договор Правосознание     40. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений Гражданское правоотношение – это юридическая связь равных имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера. Особенности гражданских правоотношений: Субъекты ГПО обособлены друг от друга как в имущественном, так и в организационно-правовом плане, т.е. они самостоятельно и независимы друг от друга. Для полной характеристики ГРПО необходимо раскрыть его элементы и установить основания его возникновения, изменения и прекращения: Субъекты ГРПО / участники гражданского оборота: Физические лица («граждане»); Юридическое лицо (любые юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ или иного государства); Публично-правовые образования (РФ, Субъекты РФ, муниципальные образования). Субъекты ГРПО характеризуются гражданской правосубъектностью, т.е. способностью быть участником гражданского оборота. Гражданская правосубъектность включает в себя гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность. Объекты ГРПО (см. ст. 128 ГК РФ): Имущество (вещи и имущественные права); Результаты интеллектуальной деятельности; Личные неимущественные права. Содержание правоотношения – совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения по отношению к объекту правоотношения. Включает в себя субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъективное гражданское право – мера дозволенного поведения субъекта гражданского права (что можно делать): Правомочия на собственные действия; Правомочие требования (право на чужие действия); Право на защиту. Субъективная гражданская обязанность – мера должного поведения (что нужно сделать): активного и пассивного типа. Виды гражданских правоотношений. Классификация по объекту: Имущественные; Неимущественные (права на результаты интеллектуальной деятельности и др.). По характеру взаимосвязи уполномоченного и обязанного субъектов: Абсолютные (уполномоченному субъекту противостоит неопределённый круг лиц); Относительные (все участники правоотношения определены заранее). Защищается только от определённого нарушителя. По способу удовлетворения интересов управомоченного субъекта: Вещные. Отражают статику имущественного оборота – отношения принадлежности или присвоенности материальных благ (права некоторых ЮЛ на хозяйственное имущество собственника). Обязательственные отражают динамику имущественного оборота; отношения по созданию и перемещению материальных благ: Договорные; Внедоговорные: из причинения вреда и кондикционные (из неосновательного обогащения). Корпоративные правоотношения – отношения, связанные с участием субъекта ГП в како

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: