Тема: Поэзия 60-х годов

Цели: 1) познакомиться с общими тенденциями в литературе 60 гг., раскрыть понятие «поэтического бума» и «эстрадной поэзии», отметить общие темы и проблемы в произведениях «громких» поэтов и особенности поэтической манеры каждого из них.

 

План урока.

Сегодня, ребята, мы поговорим о том, как развивалась литература, в первую очередь, поэзия в период, который в историю нашей страны вошел под названием «оттепель».

 «Поэтический бум»

Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава...эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках...
Праздничное слово "эстрадность” с годами приобретало в высказываниях некоторых критиков уничижительный оттенок. Но теперь, когда отгремели критические баталии по поводу "тихой” и "громкой” поэзии, стало очевидно, что основной водораздел проходит не здесь, а в противопоставлении поэзии подлинной и мнимой.
   Эстрадный период, уйдя в историю, надолго привлек интерес широкого читателя к стихам и резко повысил культуру звучащего слова. Выяснилось, что эстрадность — это не громкий голос, а прежде всего умение публично раскрывать свои чувства тысячам людей, и что это отнюдь не главное качество поэта, но особенность интересная и по-своему уникальная.

            Шел вечер очень долго, часа четыре, а то и пять, и несколько необычно: не было никакого доклада или вступительного слова, а просто поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз.
     Зал был, конечно, переполнен: стояли во всех проходах, сидели на ступеньках, на краю эстрады... Публика — студенческая и рабочая молодежь — с восторгом и благодарностью слушала своих кумиров, легко понимала любые намеки, охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.
Вечера эти запомнились какой-то особой праздничной атмосферой и тем, что многие выступления шли на грани дозволенного, а иногда и пересекали эту грань. Публика прекрасно это понимала.
             Дело в том, что, несмотря на "оттепель”, поэтам тогда разрешалось читать с эстрады лишь стихи уже опубликованные.
Наряду со стихами, прославляющими Ленина и разоблачающими американский образ жизни, Андрей Вознесенский читал и стихи — очень смелые по тем временам — о влюбившейся в ученика учительнице.
А Евтушенко после патетических стихов, прославляющих революционную Кубу, читал разоблачительное "Мосовощторг в Париже” — о том, как и для кого организовывались тогда редкие заграничные поездки.
Большинство из присутствующих в зале было уверено, что вот-вот наступит торжество "социализма с человеческим лицом” и проклятый сталинизм безвозвратно канет в прошлое.

Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“— Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину.

Для сравнения: первые сборники Анны Ахматовой выходили тиражами в 300 экземпляров. Стандартный тираж книг «эстрадных» поэтов— 100 000 экземпляров. Причём раскупались сборники практически мгновенно: их почти невозможно было найти в свободной продаже. Гонорары, получаемые авторами, позволяли им жить достаточно обеспеченно. Сегодняшние тиражи книг, например, Вознесенского — 7000 экземпляров.

  Итак, в воспоминаниях о знаменитых вечерах в Политехническом уже были названы имена поэтов, о которых А.Вознесенский скажет: «Нас много. Нас, может быть, четверо...». Эти четверо — Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина и сам А.Вознесенский. Правда, Рождественский в скором времени отпадёт, и это место, можно сказать, займёт Б.Окуджава — прославившийся как один из создателей авторской песни.

      Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?

- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.

Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:

 «Поэт в России больше, чем поэт»,

«И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало»,

«Я делаю себе карьеру тем, что не делаю её»,

«Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу."

"То время очень странное, когда простую честность называли смелостью!»,

«Танки идут по правде, которая не газета»

- Действительно ли в поэзии 60 гг можно увидеть новые темы, идеи, образы или всё новое — хорошо забытое старое?

- Несмотря на провозглашение нового в поэзии, все эти поэты опирались на традиции — традиции Маяковского, Цветаевой, Пастернака, а также Пушкина, Есенина, да и других поэтов.

- Но была у каждого из поэтов и своя поэтическая интонация.

«Евгений Евтушенко»

   Евгений Александрович Евтушенко родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Печататься он начал в 1949 году, то есть в 16 лет. В 1951—1954 годах учился в Литературном институте им. М.Горького. В 1952 году вышел первый сборник— «Разведчики грядущего». С тех пор было опубликовано более тридцати сборников его стихотворений, два романа, несколько сборников литературно-критических и публицистических статей, переводы грузинских поэтов.

  Для чтения можно взять: «Идут белые снеги...» (1965), «Людей неинтересных в мире нет...» (1961), «Со мною вот что происходит...» (1957), «Всегда найдётся женская рука...» (1961) и др.

- Современник вспоминал: ...главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Он ведь был очень артистичен, у него был несомненный актерский дар, причем, не в умении перевоплощаться, но в способности мгновенно, глубоко и искренне пережить и воспроизвести в своей декламации определенные эмоциональные состояния: тоски, отчаянья, любви, победы...

     Но не только и не столько какие-то иносказания или намеки, сколько талант, свежесть, красота, молодость, стремление к справедливости — все то, что так ощутимо присутствовало в стихах, звучавших со сцены, — заставляло аудиторию воспринимать их столь горячо и восторженно.

- Почему именно Евтушенко стал главой «шестидесятников»? Этому способствовали его индивидуальные черты поэта: страстность и высокая гражданственность лирики, самовыражение и исповедальность.

 «А. Вознесенский»

   Андрей Андреевич Вознесенский родился в 1933 году в Москве, в семье научного работника. В 1957 году окончил Архитектурный институт. Через год опубликовал первые стихи. В 1960 году вышли два сборника стихов Вознесенского: «Парабола» в Москве и «Мозаика» во Владимире. Затем— около пятнадцати поэтических сборников. Излюбленное поэтическое средство— гиперболическая метафора (родственная метафорам Маяковского и Пастернака).
     Основные жанры—лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Из них он строит крупные жанровые сооружения— книги стихов и поэм. Известен как экспериментатор формы и создатель видеом.

Для чтения можно взять «Параболическая баллада» (1959), «Есть русская интеллигенция...» (1975), «Ностальгия по настоящему», «Сага» (1977) др.

Сравните творчество Евтушенко и Вознесенского. Есть отличия?

«Б.Ахмадулина»

  Начала печататься в 1953, когда училась ещё в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е.М.Винокурова В 1960 окончила Литературный институт им. М.Горького. Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие её исполнительской манеры.Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают её поэзию легко узнаваемой.

    Для чтения можно взять «По улице моей который год...» (1959), «Сумерки» (1962), «Влечёт меня старинный слог...» (1959) (Сравните с поэзией Некрасова), «С любимыми не расставайтесь» и др.

В чём, на ваш взгляд, заключается своеобразие поэтической манеры, интонации Б.Ахмадулиной?

 «Р. Рождественский»

    Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994) (настоящая фамилия — Петкевич) русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 в селе Косиха — районном центре на Алтае. В 1951 году поступил в Литературный институт. В 1952 году стихи Рождественского печатаются в журнале «Смена», а несколько позже появляются и в других центральных изданиях. Издал более семидесяти сборников стихов.

Р. Рождественский — автор многих популярных и по сей день песен. Именно они составили лицо советской эпохи. Кроме того, его очень волновала тема войны, ей посвящен знаменитый «Реквием». Вот как сам автор говорит о ней:

Одна из поэм "Реквием»











Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Я писал свой "Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.

 «Конец эпохи «оттепели»

  Как и любая оттепель, оттепель политическая была недолгой. Уже в 1962г. появились резко критические отклики на поэтические вечера в Политехническом. Вознесенский пишет «Прощание с Политехническим», знаменующее конец эпохи «оттепели». Тональность стихотворений Евтушенко и Вознесенского меняется: известны их крылатые выражения «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта», «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». С чем вы связываете кризис «громкой поэзии»?

     Причины кризиса не только в том, что с наступлением эпохи реакции и цензуры утратились надежды на обновление страны, но и в том, что поэзия, призванная отражать субъективные переживания, не может долго оставаться на публике: чувства исчерпываются.

Чем чревата зависимость поэта от широкой публики?

      Ориентация на широкие слои заставляет приноравливаться к более приземлённым вкусам, а это неизбежно приведёт поэта к духовному кризису. Ведь поэтам-шестидесятникам хотелось развиваться: «Граждане, послушайте меня...», «Долгие крики», «Тишины!», «Муравей»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: