Особенности «тихой лирики»

Темы: - малая родина,

- природа и история,

- природа и нация (народ),

- Душа и Вселенная,

- терпение,

- любовь к матери, к женщине.

Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,

- стремление к истокам, корням,

- связь личности с родиной, нацией,

- воплощение духовного мира человека в лирике,

- вера в возрождение России, призыв к возрождению.

Символы-образы: - отчий дом,

- образы природы (Вселенная, свет, звезда,

небо, берёза),

- фольклорные образы.

Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю. Строки их поэзии точны и неподдельно искренни.

Как из открытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

Поэзия Николая Рубцова – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, переживаний самого поэта, которые он передает нам, читателям, создавая определенные образы.

Вся поэзия Рубцова — желание достучаться до людских сердец, пробудить в них воспоминания об общем прошлом, задуматься о своей собственной судьбе, о судьбе России. Можно лишь сожалеть о том, что понимание и признание пришло к Рубцову слишком поздно, после смерти.

В стихах Н. Рубцова нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину. Простое - это часть сложного. Но если заглянуть в глубь понятий, то часто простое становится сложнее сложного.

“Мы знаем все, как в искусстве трудно оставаться самим собой, – говорил Александр Блок, - но это необходимо, чтобы людям оставить наследие не менее нужное, чем хлеб”.

Таково и наследие, оставленное Николаем Рубцовым. Его поэзия нужна людям. Приобщая к высокому и прекрасному, она не менее, чем хлеб и вода, необходима в наши дни.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, очищаясь, продолжаю жить.




V. Домашнее задание: конспект лекции.

Выучить стихотворение (по вашему выбору)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: