Что такое «панславизм» и «евразийство»?

Почему отсутствие национальной идеи является основным препятствием на пути к созданию мощного российского государства?

Национальная идея фактически задает оптимальное направление развития страны и нации на обозримую перспективу. Если такая идея есть, то общество развивается и добивается поставленных целей. Если такой идеи нет, общество разрушается, а страна и нация в целом перестают планировать лучшее будущее, что и наблюдается в последние десятилетия в России. Для того чтобы результатом воплощения национальной идеи стал рост благосостояния и защищенности людей, стабильности и безопасности в обществе, она должна отвечать «духу времени», а главное, исходить из интересов, потребностей и задач той нации, на почве которой произрастает.

Что такое национальная идея?

Национальная идея - комплекс основополагающих идей, которые длительное время доминируют в идеологии народа определенной национальности, способствуя сохранению его самобытности.

Почему до сих пор нет ясного представления о возможном будущем России?

Последние десятилетия свидетельствуют о том, что, несмотря на попытки властных структур наметить основные стратегические направления экономической модернизации и инновационного развития страны, ясного представления о дальнейшем будущем России нет до сих пор. Россия не имеет собственной национальной стратегии модернизации и развития, как и национальной политики в области экономики, промышленности, образования, науки, сельского хозяйства и в остальных сферах жизнедеятельности российского общества. «Национальной политики нет, потому что нет национальной стратегии – крупных, конкретных долговременных целей и путей их достижения, – считает Г.Г. Малинецкий. – Стратегий нет, т.к. отсутствуют национальные интересы осознанные, отрефлексированные, ставшие доминантой в общественном сознании. Национальных интересов нет, т.к. нет для нашей цивилизации – мира России – видения будущего, представлений о желаемых рубежах и жизнеустройстве».

Как развивались представления о сути национальной идеи России?

На протяжении последних столетий (за исключением советского периода) национальная мысль в России концентрировалась вокруг двух основных полюсов — «славянофильства» и «западничества». Наиболее оригинальным в философском и политологическом отношении являлось «славянофильство». Несмотря на внутреннюю раздробленность, оно было едино в идеализации прошлого русского народа и мечте о его великом будущем, источники достижения которого коренятся в особенностях социально-духовной жизни, а именно, в сельской общине. При этом Запад рассматривался как враждебная по отношению России сила, а основные принципы его общественной жизнедеятельности — рационализм, прагматизм — как абсолютно неприемлемые для жизни русского народа. Наибольшую известность приобрела разработанная в рамках «славянофильства» концепция «панславизма», идеологом которой был Н. Данилевский, выступивший сторонником создания Всеславянского союза как единственно возможного средства противостояния экономической, политической, культурной, духовной и возможно военной экспансии Запада. «Западники», признавая в принципе своеобразие исторического пути России, в то же время отрицали идею ее «особого пути» развития, призывая к более тесному сближению с европейским типом цивилизации. Основную причину отсталости России они видели в оторванности от Запада.

В чем суть спора между «западниками» и «славянофилами»?

«Западничество» — одно из направлений русской общественной мысли, представители которого выступали за ликвидацию феодально-крепостнической России, отстаивая возможность и не об ходимость развития страны по пути западноевропейских государств. Центральной проблемой «западников» являлась проблема «Россия–Запад», «Россия–Европа». Полемика со «славянофилами» о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь развития, о тех или иных особенностях русского национального характера, о реформах Петра I и т. д. была лишь формой критики официальной идеологии русского самодержавия и постановки главного вопроса — о будущих социальных преобразованиях России. И этот «вечный» спор: «по какому пути должна развиваться Россия?», как и поиски «национальной идеи», продолжаются в России по сей день.

Какие варианты национальной идеи выдвигались в прошлом?

Как известно, в истории нашей страны была не одна национальная идея — это «святая Русь», идея православно-христианской империи, «Москва — третий Рим», идея мировой революции и всемирного коммунизма, идея построения коммунизма в одной отдельно взятой стране, идея советской империи, которая в конце XX столетия потерпела крах.

Что такое «панславизм» и «евразийство»?

В рамках «славянофильства»  была создана концепция «панславизма», идеологом которой был Н. Данилевский, выступивший сторонником создания Всеславянского союза как единственно возможного средства противостояния экономической, политической, культурной, духовной и возможно военной экспансии Запада. Н. Данилевский выдвинул шесть «центральных идей» «панславизма»:

- сущностная вражда, ненависть Европы к России;

- неизбежный и естественный характер антагонизма России и Европы;

- отрицание того, что европейская цивилизация является синонимом общечеловеческой цивилизации;

- обвинение русских «западников» в попытке извратить «основы русско-славянского организма»;

- неизбежность борьбы России против Европы как единственного средства решения «восточного вопроса» (то есть проблемы Константинополя и проливов, которая идентифицировалась со «славянской проблемой» в целом);

- историческая закономерность Всеславянского союза во главе с Россией и отношение к этому союзу как к единственному средству выживания славянства и обеспечения его победы над Западом.

Наряду с «панславизмом», широкое распространение получила концепция «евразийства», которая трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры (основой которой является великорусская культура). «Евразийство» представляет собой идейно-политическое и философское течение, которое возникло в российской эмиграции 1920–1933 гг. и начало которому положил выход сборника статей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.Ф. Флоровского и П.П. Сувчинского «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение «евразийства» (София, 1921 г.). Наиболее сжатую формулировку «евразийства» предложил Н. Трубецкой, который в 1927 г. писал: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особой национальностью. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийским».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: