Конституционный и международно-правовой уровень правовой основы ОРД

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Правоохранительная деятельность»

Контрольная работа

По дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности»

На тему «Правовая основа ОРД в РФ»

ПГУ 1.114040062.04.001

Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация – Административная деятельность

                                Выполнил студент: ____________Воронкин В. А.

                                    Группа:                                               17ЮДОП7                                                                                   

                                     Руководитель

                                    к.ю.н., доцент: _______________ Канунник А.И.

                            Работа защищена с оценкой _____________

                            Преподаватель                  _____________

                            Дата защиты                      _____________

Пенза 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правовая основа ОРД в РФ ………………………………………………… 3

1.1. Классификация правовой основы ОРД …………………………………… 3

1.2. Конституционный и международно-правовой уровень правовой основы ОРД……………………………………………………………………………….  4

3. Законодательный уровень правовой основы ОРД …………………………  6

4. Подзаконный уровень правовой основы ОРД………………………………. 9

5. Ведомственные нормативно - правовые акты, определяющие правовую основу ОРД………………………………………………………………………10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 13

 

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРД В РФ

Классификация правовой основы ОРД

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности[1].

К. К. Горяинов утверждает, что правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни:

 1. Конституционный, который составляют нормы Ос­новного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм ФЗ об ОРД.

2. Международно-правовой.

3. Законодательный, который составляют собст­венно ФЗ об ОРД, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержа­щие нормы, регулирующие ОРД.

4. Подзаконный, включающий указы Президен­та РФ, постановления Правительства РФ, как непо­средственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, акты Ге­неральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а так­же межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД.

Стоит так же отметить, что в ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не указаны международно-правовые акты, как источники права, в тоже время Железняк Н.С., обращает на это внимание и предлагает дополнить данную статью фразой «общепризнанные принципы международного права, международные договоры Российской Федерации…», ссылаясь при этом на ч. 4 ст. 15 Конституции.  В данной статье Конституции говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы1.

Конституционный и международно-правовой уровень правовой основы ОРД

Конституционный уровеньправового регулирова­ния охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельно­сти, применяемых во всех сферах социального управ­ления. Конституция РФ является главной правовой осно­вой ОРД, которая имеет прямое отношение к защите законных прав и интересов личности, общества и го­сударства от преступных посягательств.

Так, например глава 2 Конституции РФ определяет права и свободы человека и гражданина. Данные права могут быть нарушены лишь в соответствии с федеральным законом. На конституционных принципах законности, ува­жения и соблюдения прав и свобод человека и гражда­нина базируются все нормы федерального закона об ОРД, а также основывается содержание ОРД.

Стоит отметить, что К. К. Горяинов выделяет высокую значимость решений Конституционного Суда РФ для всей системы законодательных и иных норматив­ных правовых актов, регулирующих ОРД. Фактически в этих решениях сформулиро­ваны правовые позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие конституционность всех основ­ных положений ФЗ об ОРД.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, высту­пая за соблюдение договорных и обычных норм, под­тверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добро­совестного выполнения международных обязательств.

Согласно п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных до­говорах Российской Федерации» под международным договором РФ надлежит понимать международное со­глашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое в одном документе или не­скольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования, напри­мер: конвенция, пакт, соглашение.

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации - межгосударствен­ные договоры, Правительства РФ - межправительст­венные договоры и федеральных органов исполни­тельной власти - межведомственные договоры.

 В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуще­ствлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепри­знанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

К. К. Горяинов обращает внимание, что Россия является участником целого ряда межгосу­дарственных, межправительственных и межведомст­венных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно розыск­ные отношения в Российской Федерации1.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборо­та наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) регулирует проведение контролируемых по­ставок. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) также предусматри­вают проведение контролируемых поставок и исполь­зование электронного наблюдения и агентурных опе­раций.

Особенно интенсивно заключались различные ви­ды договоров, касающиеся ОРД, в СНГ. Например, решением Совета глав государств СНГ в апреле 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступно­стью, в которой в качестве основных форм взаимодей­ствия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участ­ников СНГ.

На основе международных договоров действуют НЦБ МВД РФ, а также Антитеррористический центр государств — участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории госу­дарств — участников СНГ, которые являются меж­дународными субъектами ОРД. Нормативные доку­менты, регулирующие их деятельность, также состав­ляют правовую основу ОРД.

Международно-правовая база ОРД настолько об­ширна и многопланова, что может образоваться в отдельную отрасль права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: