История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

ФРЭНСИС БЭКОН в 1623 г. опубликовал трактат ``О достоинстве и увеличении наук'', где в качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Понимание педагогики сводилось им к ``руководству чтением'', что слишком сужало ее. Но сам факт выделения педагогики в классификации наук являлся значимым.

Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО и его ``Великой дидактикой'' (1632 г.). Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип природосообразности предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Считал человека ``совершеннейшим, прекрасным созданием'', а школу - ``мастерской гуманности''.

Цель воспитания - подготовка человека к вечной жизни; выделял: умственное воспитание (познание себя и окружающего мира); нравственное воспитание (управление собой, развитие моральных качеств - справедливости, мужества, умеренности, мудрости); религиозное воспитание (стремление к богу).

Я. А. Коменский создал единую систему образования, выдвинул идею всеобщего начального обучения, призывал ``учить всех - всему'' (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном языке. Сформулировал ``золотое правило'' дидактики (принцип наглядности): ``Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами''.

Считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестного, от целого к частному. Учебник Я. А. Коменского ``Мир чувственных вещей в картинках'' (1658) получил распространение в различных странах, в том числе в России, и являлся лучшей книгой для первоначального обучения в течение более 150 лет.

Профессию учителя Я. А. Коменский считал ``настолько превосходной, как никакая другая под солнцем ''. Важнейшие качества учителя: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам, вера в ученика, стремление прийти к нему на помощь.

Для потомков Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему, которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.

Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

В России первые научные труды по педагогике появились во II-й половине XVIII века при Екатерине II: в своей статье ``О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия'' русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) призывал к разработке педагогики как теории воспитания.

Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870). Педагогические взгляды К. Д. Ушинского глубоко гуманистичны, проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей Родине. Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.

Основная идея его труда в 3-х томах ``Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии'' заключается в следующем: ``Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях''. Он определил, что основа теории педагогики - законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и др. наук; требовал единства теории и практики.

В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности воспитания (создание широкой сети народных школ, обучение на родном языке, трудовое воспитание, формирование патриота, обучение детей обоего пола, недопустимость слепого заимствования и внедрения в практику иноземных систем). Среди различных сторон воспитания К. Д. Ушинский на первое место ставил воспитание нравственных чувств. Рассматривал семью как воспитательный институт, который не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения.

Указывал на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей в процессе обучения. Учитывая, что ``дитя мыслит форами, красками, звуками, ощущениями вообще...'', считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, обосновал принцип систематичности обучения, сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Особо К. Д. Ушинский подчеркивал роль воспитывающего обучения: ``Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно''.

К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к учителю, разработал ``Проект учительской семинарии'' (подготовка учителей для начальной школы), высказал мысль об открытии педагогических факультетов в университетах. Именем К. Д. Ушинского в нашей стране названы учебные заведения, библиотеки, медаль.

Корни педагогики как науки составляющей органическую часть общечеловеческого осознания, уходят в далекое историческое прошлое. История педагогики, в частности системы воспитания и обучения в древнем веке из-за незначительности источников остается в тени, тем не менее некоторые исследования показывают, что еще с первобытно общинного строя особое внимание уделялось привитию потомству таких нравственных идей, как: трудолюбие, справедливость, уважение к родителям. Народная педагогика складывалась медленно в недрах народных масс, нашла свое отражение в памятниках народного творчества. Отличая педагогическое значение сказок, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Сказки — это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Как указывает летопись, в 988 году князь Владимир после крещения киевлян стал строить первые школы “даяти нача на учение книжное”. Замечательным педагогическим памятником конца XI века является “поучение Владимира Мономаха детям”. Педагогика-наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. Определяя содержание педагогики, очень важно выделить такой аспект, как приобщение к общечеловеческим ценностям, которые объединяют, сплачивают людей принадлежащих к различным культурам и общественным системам. Вершина зарубежной педагогической мысли зародилась в эпоху Возрождения (XIV- XVI). Выдвинутые в эту эпоху в Англии социалистом утопистом Томасом Мором (1478–1535). Педагогические идеи имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового обучения мужчин и женщин, подчеркнул огромную роль трудового воспитания. Великий классик, основоположник мировой педагогики, сын чешского народа Ян Амос Каменский/1592–1670/ и его педагогические идеи — “дороги” к народу, к просвещению. Следуя Платону и Аристотелю, Каменский основными “кардинальными” добросовестными качествами считает мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Цель воспитания Каменский выводил из религии, заявлял, что этой целью является подготовка человека к загробной, вечной жизни. По мнению Каменского имеются три ступени воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (Нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). Многое о чем мечтал, что возвещал Каменский опережая свое время, вошло в практику. Значительный вклад в развитие основ современной школы и педагогики, как в прошлые века, так и сегодня, внесли представители русской и зарубежной мысли. Преподаватели и педагоги закладывали основы демократической педагогики, среди которых важное место занимают идей К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Песталоции, Геберта и др. Произведения классика русской педагогики К. Д. Ушинского, стали настольными книгами Многотысячной учительской армии. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных особенностей детей. Исходя из психологических особенностей детского возраста. Большое значение уделял принципу наглядности «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Ушинский является основоположником народной школы России, создателем глубокой, стройной педагогической системы. В укреплении педагогической мысли значительную роль играли прогрессивные русские педагоги, работавшие в Закавказье Д. Д. Семенов, А. О. Червянский и др. Они были воспитателями первых учителей азербайджанцев, которые сыграли важнейшую роль в просвещении народов Закавказья. Один из учеников Ф.Корчали писал: «А. О. Чернявский принадлежит к числу тех редких и преданных своему делу педагогов, которые находят удовлетворение в служении окружающему молодому поколению. Он как Песталоцци постоянно находится среди питомцев, давая им полезные советы». Песталоцци первым отметил связь воспитания с трудом. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей. Он стремился дать детям не узко ремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение “лейговского опыта” Песталоцци. Немалую роль в советской педагогике сыграли Шатский, Макаренко, А.С. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Крупская особое внимание уделяла вниманию коллективизма, во всесторонне развитого человека, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить. История педагогики исследует становление и развитие педагогической науки и практики воспитания в различных исторических эпохах, выявляет наиболее характерные причины, источники развития педагогических теорий и практики воспитания. Педагогика предполагает самостоятельные ветви развития — дошкольная педагогика, педагогика среднего специального образования, педагогика высшего образования. Педагогика опирается на диалектика-материалистическую теорию познания, этику, эстетику, на психологию и физиологию, используя их достижения при раскрытии закономерностей воспитания. Одновременно сама педагогика вооружает все указанные науки важными результатами и рекомендациями, касающимися специфики воспитательного процесса. Основной задачей и целью педагогики является воспитание в ряде концепции, рассматривается в двух аспектах как идеал, к которому стремиться общество; как прогнозирующий результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени. «Доминантная цель воспитания» определяется как формирование «Личности Гражданина, способностей полноценно жить в новом демократическом обществе, быть полезным этому обществу». Вступив в новое третье тысячелетие, человечество не должно забыть истоков. Обогащенное знаниями прошлых веков, оно должно развиваться, совершенствоваться, двигаться по пути прогресса. Жизнь не стоит на месте. Она развивается и движется, ставя перед человечеством новые цели, новые задачи, решение которых способствует новому эволюционному скачку человеческой мысли и подъему науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: