Психологическая служба образования в стране и за рубежом

В нашей стране первый опыт применения психологических знаний в практике обучения и воспитания относится к началу XX в. и непосредственно связан с развитием педологии, основное содержание которой заключалось в комплексном, целостном изучении ребенка. После продолжительного перерыва с конца 1930-х и до середины 1960-х гг. в СССР вновь были предприняты попытки включения психологии в образовательные учреждения. Первоначально школьная психологическая служба в СССР начала развиваться в Эстонии (70-е гг. XX в.). Впоследствии, с начала 80-х гг. XX в., происходит интенсивное становление школьной психологической службы по всей стране.

Важным событием в процессе формирования отечественной психологической службы стал многолетний эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Руководителем данного эксперимента, продолжавшегося с 1981 по 1988 г. стала Ирина Владимировна Дубровина (в настоящее время — доктор психологических наук, профессор, академик РАО). Целью эксперимента стало изучение теоретических и практических проблем, связанных с введением в школе должности психолога, а также создание системы психологической службы образования. В процессе эксперимента разрабатывались две основные модели:

· 1) школьная психологическая служба;

· 2) психологический центр.

В результате были сформулированы цели и задачи психологической службы, определены содержание и формы работы школьного психолога, обозначены его права и обязанности. Анализ результатов эксперимента позволил разработать Положение о психологической службе народного образования (1989). На основании Постановления Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны (1988) но всей стране в образовательных учреждениях стали создаваться психологические службы.

В настоящее время школьные психологические службы различаются по форме организации, приоритетным направлениям работы, численности сотрудников. В образовательном учреждении — школе, детском саду или образовательном центре — предполагается наличие специального кабинета для оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса. Частично функции школьной психологической службы выполняют и специализированные психологические центры, например, в них могут существовать группы для подготовки детей к школе или проводиться профориентационное тестирование.

Реализация задач психологического сопровождения образовательного учреждения заключается в создании благоприятного психологического климата, способствующего сохранению психологического здоровья учащихся. Грамотное профессиональное взаимодействие психологической службы и педагогического коллектива образовательного учреждения способно помочь решению многих педагогических проблем. Содержание работы школьного психолога связано с выявлением детей с трудностями в обучении и развитии, а также с коррекцией этих трудностей и разработкой рекомендаций для родителей детей и их учителей. Деятельность психологической службы образовательного учреждения направлена на решение следующих задач:

· • организация продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками;

· • развитие индивидуальных особенностей учащихся с учетом специфики различных возрастных периодов, раскрытие их склонностей, интересов, способностей;

· • оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса (т.е. учащимся, их педагогам и родителям).

Одно из важнейших направлений работы школьной психологической службы — диагностика умственного развития детей, определение уровня их способностей. В практике работы школьного психолога широко применяются тестирование, а также отбор детей для обучения по различным программам. Не менее значимое направление работы школьного психолога — поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и вхождению в социум, в том числе помощь в адаптации при переходе на очередную ступень обучения, например при переходе ребенка в среднее школьное звено (пятый класс).

Работа школьного психолога с учащимися старших классов непременно включает различные аспекты профориентации. В современной профильной школе большое внимание уделяется психологическому сопровождению учащихся, особенно на этапе выбора профиля обучения. Психологическое сопровождение профильного обучения и предпрофильной подготовки способствует более осознанному построению жизненной перспективы старшеклассников, позволяет учитывать профессиональные склонности и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения профессиональной перспективы. При организации обучения в профильных и предпрофильных классах общеобразовательной школы особенно важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса, четкость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности. Особо востребована помощь старшеклассникам в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ: любой экзамен представляет собой стрессовую ситуацию, и тревожные состояния перед экзаменами испытывают многие старшеклассники.

Перечислим основные виды деятельности практического психолога, работающего в сфере образования: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическая диагностика; психологическое консультирование; психологическая коррекция и реабилитация.

В основном в школьной психологической службе работают психологи — специалисты в области возрастной психологии и психологии развития, а также педагогические психологи. В последние годы школа испытывает все большие потребности в клинических психологах и специалистах в области социальной психологии.

Теоретическими основаниями отечественной психологической службы образования служат фундаментальные положения отечественной психологической науки о развитии социальной природы психики человека, согласно которым психика человека как в филогенезе, так и в онтогенезе является продуктом развития. Психическое развитие непосредственно связано с присвоением социального опыта, накопленного человечеством в процессе развития, при этом личность человека представляет собой целостную психологическую структуру, которая формируется на протяжении жизни человека в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и другие).

Перечислим основные положения психологической науки, оказавшие существенное влияние на развитие отечественной психологической службы:

· • становление личности человека начинается с первых минут жизни ребенка и происходит вместе с его психическим развитием;

· • деятельность является основным условием психического развития ребенка;

· • овладение любой формой деятельности на разных этапах развития возможно только в процессе общения ребенка со взрослым; таким образом, общение со взрослыми рассматривается как необходимое условие психического и личностного развития ребенка;

· • в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах обучение играет ведущую роль; обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития»;

· • на каждом этапе развития ребенка важен особый подход, связанный со спецификой личностного развития в этом возрасте, и решение определенных задач того или иного возраста (практическая психология образования охватывает следующие периоды возрастного развития: 1) 3—6/7 лет - дошкольное детство; 2) 6/7—9/10 лет — младший школьный возраст;

· 3) 10—14 лет — подростковый возраст; 4) 15—17 лет — ранняя юность);

· • для каждого возрастного периода развития ребенка складывается специфическое и неповторимое отношение между ребенком и средой, но Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития;

· • развитие определенных психических процессов наиболее интенсивно происходит в так называемые сензитивные периоды развития (т.е. периоды, наиболее чувствительные для развития тех или иных психических свойств или процессов. Например, в интервале 1,5—3 лет у ребенка интенсивно пополняется словарный запас; возраст 4—5 лет — сензитивный период, связанный с проявлением интереса ребенка к музыке и математике).

Реформа образования влечет за собой изменение прежних квалификационных характеристик педагога-психолога, а также определение новых должностных обязанностей, связанных с реализацией государственных образовательных стандартов. В новых условиях психолог становится в большей степени включенным в образовательный процесс. Целью психологической службы образования, и, следовательно, зоной ответственности психолога, прежде всего, становится психологическое обеспечение образовательного процесса.

Психологическая служба образования США. В США дети могут получить психологическую помощь и поддержку в школе или муниципальном психологическом центре (центре психического здоровья), а также обратившись к частнопрактикующему психотерапевту.

Американская школьная психология сформировалась на стыке детской психологии, клинической психологии и психологии специального обучения. Лайтнер Уитмер[1] организовал специальные курсы для педагогов и психологов-экспертов, работающих с детьми с трудностями в обучении и развитии. Эти курсы действовали с 1896 г. на базе первой психологической клиники Университета Пенсильвании.

В 20-е гг. XX в. в США были разработаны образовательные и профессиональные стандарты для школьной психологической службы, а также определены критерии для лицензирования специалистов. На начальном этапе основным видом деятельности школьных психологов было тестирование с целью отбора детей для обучения по специальным программам. Позже было выделено несколько уровней функционирования психологической службы:

· 1) тестирование с целью отбора и классификации учащихся для специального обучения;

· 2) коррекционно-развивающая работа с детьми, которым необходимо специальное обучение, а также с детьми, имеющими умеренно выраженные проблемы, связанные с обучением и поведением;

· 3) психологическая помощь учащимся и консультативная работа с персоналом школы но вопросам психологии образования.

· Специалист в области школьной психологии в США должен иметь образование не ниже уровня магистра. Профессия школьного психолога предполагает владение следующими областями деятельности: организация класса и социальная структура; межличностная коммуникация и консультирование; основные учебные навыки; главные жизненные навыки; эмоциональные/социальные навыки; работа с родителями; системное развитие и планирование; индивидуальное развитие; индивидуальные различия в развитии и обучении; отношения в школьном сообществе; обучение; правовые и этические аспекты профессии; тестирование; особенности мультикультурной ситуации; исследовательская и научная деятельность.

· В настоящее время во всех штатах существует развитая система поддержки школьной психологии: ЛРА — Американская психологическая ассоциация, в которой школьные психологи имеют свою секцию; NASP — Национальная организация школьных психологов и другие организации. В США и европейских странах деятельность школьных психологических служб строго регламентирована и регулируется законодательством и различными нормативными актами, разработанными профессиональными психологическими сообществами. Деятельность американской школьной психологической службы регулируется при помощи нормативных документов, которые были разработаны АРА. Это «Этические принципы психологов», «Этические принципы при проведении исследований па людях», «Стандарты обучающего и психологического тестирования».

· Организация психологической службы образования во Франции. Во Франции появление школьной психологической службы связано с именем Альфреда Вине (1857—1911). В 1905 г. но заказу Министерства образования Франции А. Вине составил шкалу интеллектуальных способностей для школьников. Вине проводил исследования с целью определения критериев для более продуктивного распределения школьников по ступеням обучения в зависимости от их интеллекта. Тест Вине, усовершенствованный им совместно с Симоном, был направлен на выявление детей с задержкой умственного развития. Впоследствии для таких детей стали открываться специальные классы. Первая во Франции психологическая служба была создана в 1909 г.

· Один из важных этапов развития школьной психологии Франции связан с именем Анри Валлона (1879—1962). Под его руководством в 1947 г. начала работу школьная психологическая служба. В отличие от задач, решаемых Вине, Валлон считал, что основная направленность психологической службы должна заключаться не в отборе (селекции) детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку.

· С 70-х гг. XX в. во Франции организуются группы психолого-педагогической помощи, включающие специалистов по школьной психологии, психологии обучения и психомоторному развитию. Созданная в 1985 г. рабочая группа, в которую входили члены Национальной ассоциации психологов, разработала функции педагогического психолога.

· В XX в. основное содержание деятельности школьной психологической службы составили обеспечение развития здоровой личности, коррекция личностных нарушений, а также вопросы профориентации. Основная функция исихолога-консультанта школьной психологической службы проявлялась в психодиагностической деятельности. В настоящее время в европейских странах накоплен значительный опыт в различных направлениях работы школьной психологической службы.

· Цель психологической службы образования в Великобритании — использование психологических знаний и навыков для организации эффективного обучения и обеспечения хорошего самочувствия учащихся. В каждом из образовательных округов Великобритании действуют психологические службы образования (education psychology service), которые занимаются психологическим сопровождением учебных заведений, разработкой и проведением образовательных программ и тренингов, а также научно-исследовательской деятельностью.

· Рассмотрим специфику организации психологической службы в Израиле. Прежде всего, необходимо отметить, что в Израиле психолог не является сотрудником школы. Сделано это для предотвращения зависимости психолога от школьной администрации. В каждом городе Израиля своя психологическая станция (аналог психологического центра), которая подчиняется муниципалитету, местному совету и психологическому отделу Министерства просвещения. За сотрудниками психологической станции закреплены определенные школы и детские сады, при этом психолог часть рабочего времени проводит на территории школы или детского сада, а часть — на психологической станции (что дает специалистам возможность профессионального общения и обсуждения с коллегами наиболее сложных случаев).

· Важную часть диагностической работы школьного психолога в Израиле составляет выявление детей с различными трудностями в обучении, вызванными локальными нарушениями обучаемости: дислексией (нарушение процесса чтения), дизграфией (нарушение письма), замедленностью темпа деятельности, снижением зрительной или слуховой памяти, концентрации внимания и т.д.

· Министерством образования Израиля разработано специальное положение, в котором представлены обязанности и права школьного психолога. Все психологические услуги подразделяются на основные и дополнительные. К основным услугам относятся консультирование сотрудников образовательного учреждения, включая администрацию школы и детского сада, а также оказание консультативной помощи родителям по всем вопросам, так или иначе касающимся душевного здоровья детей. К обязательным психологическим услугам относится и первичная психологическая помощь детям «группы риска».

· К дополнительным услугам причислены следующие направления деятельности психолога: диагностика случаев более раннего поступления ребенка в первый класс; диагностика особых категорий детей, например, одаренных, для принятия решения об их записи в специальные классы для одаренных детей, которые финансируются государством.

 

В 1970 г. во Франции основной организационной формой деятельности психологи-

ческой службы образования стали группы психолого-педагогической помощи, в состав

которых входили три специалиста (по школьной психологии, по психологии обучения и

по психомоторному развитию). И лишь в 1980-х гг. во Франции для оказания помощи

отдельным индивидам, группам и целым учреждениям была создана единая система

школьной психологической службы (Guillemard, 1989).

 

Целью психологической службы образования в Великобритании является исполь-

зование психологических знаний, принципов и навыков, чтобы способствовать эффек-

тивному обучению и хорошему самочувствию учащихся.

 

Графства Великобритании разделены на образовательные округа, в каждом из кото-

рых есть психологические службы образования (education psychology service). В функцио-

нал этих служб входит психологическое сопровождение учебных заведений в одном или

нескольких образовательных округах графства, обучение навыкам психологии, проведение

тренингов и научные исследования. К примеру, на территории графства Buckinghamshire,

находится 252 учебных заведения различных ступеней от учреждений дошкольного образо-

вания до университетов (Christie, Hetherington, Parkes, Munro, 2000). Существует три подхо-

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: