Структура и содержание практики

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» практика по получению профессиональных умений и навыков является одной из составляющих раздела основной профессиональной образовательной программы магистратуры.

Содержание практики соотносится с видом и задачами профессиональной деятельности, которые определены основной профессиональной образовательной программой высшего образования, направление подготовки 37.04.01 «Психология».

Область профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики включает решение профессиональных задач в сфере психологии.

Объектами профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностные и социальные взаимодействия, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

Для успешного осуществления учебной  практики в результате освоения предшествующих частей ОПОП обучающиеся должны:

 - знать и понимать современные проблемы в области практической психологии;

- уметь формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний;

- владеть методами и специализированными средствами для аналитической работы в научных исследованиях.

В ходе практики по получению профессиональных умений и навыков магистранты проводят конкретные эмпирические исследования по сбору материала и проверке выдвигаемых гипотез, которые являются эмпирической основой подготовки научных сообщений, докладов, публикаций и магистерской диссертации.

Организация проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется на основе договоров с организациями и предприятиями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (профильная организация).

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся имеют право найти место прохождения практики самостоятельно или пройти практику по месту работы, предоставив на кафедру при этом письменную заявку от организации – места прохождения практики.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к научно-педагогическим работникам Университета, (руководитель практики от университета), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (руководитель практики от профильной организации).

Прохождение практики состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап (знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов, решение организационных вопросов и др.).

2. Основной (исследовательский) этап: выполнение практических заданий на предприятии под контролем руководителя практики от Профильной организации, включая ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Основной метод прохождения практики – самостоятельная работа обучающегося на рабочем месте. Работа каждого обучающегося проводится в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, в котором указываются сроки прохождения практики.

Обобщенные задания, виды деятельности и формы отчетности представлены в таблице:

Задания Виды деятельности Формы отчетности

Вводный этап

1. Ознакомиться с программой практики Утвердить руководителя практики Сформировать цель и задачи практики
2. Разработать план учебной  практики Обсудить с руководителем цели, задачи и результаты практики. Сформировать план по выполнению заданий учебной практики

Основной этап

1.Ознакомление с деятельностью психолога в лечебно-профилактических образовательных, социальных, пенитенциарных учреждениях. Совместно с руководителем практики от профильной организации составить план ознакомления с деятельностью психолога. Оформить план, цели и задачи учебной практики
2.Планирование деятельности с методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.). Согласно разработанному плану описать психодиагностические методики и инструментарий, используемый психологом в своей деятельности. Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы, используемые в работе психолога.
3.Работа со специальной научно-методической литературой. Выполнить анализ источников информации, систематизировать и обобщить результаты анализа. Сделать обзор основных информационно-аналитических источников.
4. Сформулировать выводы по результатам научной проблемы Обобщить результаты проделанной работы, обосновать итоговые выводы, рекомендации и предложения, направленные на практическое решение выбранной проблемы Для аналитического отчета разработать и изложить выводы и предложения по выполненному отчету.

Итоговый этап

1. Обобщить результаты учебной  практики Подготовить аналитический отчет по результатам учебной практики Оформить отчет по практике, сформировать дневник.
2. Доложить о результатах учебной практики Подготовить тематическое выступление (доклад) о прохождении учебной практики, можно сделать компьютерную презентацию Доложить о результатах практики на заседании кафедры и на научно-практическом семинаре кафедры; предоставить отчетную документацию в руководителю практики

В процессе практики обучающиеся дополнительно к основным видам работ выполняют следующее:

1) Изучить программу практики и разработать план-график выполнения программы практики.

2) Составить перечень методов, методик, способов сбора, обработки и интерпретации информации.

3) Изучить основные справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов подготовьте перечень изученных информационных систем и электронных баз данных.

4) Используя справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов, составить научно-библиографический список для выполнения заданий по практике.

5) Изучить особенности программного продукта для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

6) Подготовить презентацию к защите отчета по практике.

7) По результатам прохождения практики подготовить доклад для выступления на итоговой конференции по практике.

3. Заключительный (аналитический) этап, включающий подготовку отчета по практике и защиту отчета по практике.

Анализ полученной информации, подготовка отчета о практике, проведение расчетов, составление графиков, диаграмм, обоснований, выводов и предложений, обсуждение с руководителем проделанной части работы, подготовка отчета о практике, презентации, выступления на итоговой конференции.

Практика по получению профессиональных умений и навыков осуществляется в следующих формах:

- самостоятельная работа обучающегося с библиотечным фондом и интернет-ресурсами для поиска и систематизации научных источников, исследований и информации;

- знакомство с деятельностью психолога в образовательных организациях, на производственных предприятиях и пр.

- составление библиографического списка литературы по выбранной теме исследования;

- рецензирование научных трудов;

- проведение конкретных эмпирических исследований по сбору материала;

- подготовка и защита отчетов по практике.

Данная практика является важным звеном в подготовке магистра. Знакомство с основными понятиями организационно-управленческой работы, изучение проблем современной науки; самостоятельное выполнение отдельных разделов тематического исследования, ограниченного, как правило, рамками конкретной научной проблемы магистерской диссертации, способствует повышению компетенции магистров при организации будущей научной деятельности. В процессе практики может уточняться тема магистерской диссертации, определяются общие закономерности и частные противоречия поставленной проблемы, на разрешение которых будет направлено будущее исследование.

Перед прохождением практики магистрант должен внимательно изучить программу практики, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики.

Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникающим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.

Магистранту рекомендуется совместно с руководителем практики составить на основе программы практики конкретный план прохождения практики.

Магистрант обязан соблюдать правила распорядка учреждения, организации, в которых он проходит практику, вести дневник практики; а по окончании ее – составить отчет о прохождении практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: