В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» практика по получению профессиональных умений и навыков является одной из составляющих раздела основной профессиональной образовательной программы магистратуры.
Содержание практики соотносится с видом и задачами профессиональной деятельности, которые определены основной профессиональной образовательной программой высшего образования, направление подготовки 37.04.01 «Психология».
Область профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики включает решение профессиональных задач в сфере психологии.
Объектами профессиональной деятельности обучающихся в период прохождения практики являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностные и социальные взаимодействия, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.
Для успешного осуществления учебной практики в результате освоения предшествующих частей ОПОП обучающиеся должны:
|
|
- знать и понимать современные проблемы в области практической психологии;
- уметь формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний;
- владеть методами и специализированными средствами для аналитической работы в научных исследованиях.
В ходе практики по получению профессиональных умений и навыков магистранты проводят конкретные эмпирические исследования по сбору материала и проверке выдвигаемых гипотез, которые являются эмпирической основой подготовки научных сообщений, докладов, публикаций и магистерской диссертации.
Организация проведения практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется на основе договоров с организациями и предприятиями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО (профильная организация).
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
Обучающиеся имеют право найти место прохождения практики самостоятельно или пройти практику по месту работы, предоставив на кафедру при этом письменную заявку от организации – места прохождения практики.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к научно-педагогическим работникам Университета, (руководитель практики от университета), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (руководитель практики от профильной организации).
|
|
Прохождение практики состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап (знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов, решение организационных вопросов и др.).
2. Основной (исследовательский) этап: выполнение практических заданий на предприятии под контролем руководителя практики от Профильной организации, включая ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Основной метод прохождения практики – самостоятельная работа обучающегося на рабочем месте. Работа каждого обучающегося проводится в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, в котором указываются сроки прохождения практики.
Обобщенные задания, виды деятельности и формы отчетности представлены в таблице:
Задания | Виды деятельности | Формы отчетности |
Вводный этап | ||
1. Ознакомиться с программой практики | Утвердить руководителя практики | Сформировать цель и задачи практики |
2. Разработать план учебной практики | Обсудить с руководителем цели, задачи и результаты практики. | Сформировать план по выполнению заданий учебной практики |
Основной этап | ||
1.Ознакомление с деятельностью психолога в лечебно-профилактических образовательных, социальных, пенитенциарных учреждениях. | Совместно с руководителем практики от профильной организации составить план ознакомления с деятельностью психолога. | Оформить план, цели и задачи учебной практики |
2.Планирование деятельности с методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.). | Согласно разработанному плану описать психодиагностические методики и инструментарий, используемый психологом в своей деятельности. | Сделать обзор методик исследования и указать выбранные или модифицированные методы, используемые в работе психолога. |
3.Работа со специальной научно-методической литературой. | Выполнить анализ источников информации, систематизировать и обобщить результаты анализа. | Сделать обзор основных информационно-аналитических источников. |
4. Сформулировать выводы по результатам научной проблемы | Обобщить результаты проделанной работы, обосновать итоговые выводы, рекомендации и предложения, направленные на практическое решение выбранной проблемы | Для аналитического отчета разработать и изложить выводы и предложения по выполненному отчету. |
Итоговый этап | ||
1. Обобщить результаты учебной практики | Подготовить аналитический отчет по результатам учебной практики | Оформить отчет по практике, сформировать дневник. |
2. Доложить о результатах учебной практики | Подготовить тематическое выступление (доклад) о прохождении учебной практики, можно сделать компьютерную презентацию | Доложить о результатах практики на заседании кафедры и на научно-практическом семинаре кафедры; предоставить отчетную документацию в руководителю практики |
В процессе практики обучающиеся дополнительно к основным видам работ выполняют следующее:
1) Изучить программу практики и разработать план-график выполнения программы практики.
2) Составить перечень методов, методик, способов сбора, обработки и интерпретации информации.
3) Изучить основные справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов подготовьте перечень изученных информационных систем и электронных баз данных.
4) Используя справочные научные поисковые информационные системы, электронные базы данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов, составить научно-библиографический список для выполнения заданий по практике.
|
|
5) Изучить особенности программного продукта для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
6) Подготовить презентацию к защите отчета по практике.
7) По результатам прохождения практики подготовить доклад для выступления на итоговой конференции по практике.
3. Заключительный (аналитический) этап, включающий подготовку отчета по практике и защиту отчета по практике.
Анализ полученной информации, подготовка отчета о практике, проведение расчетов, составление графиков, диаграмм, обоснований, выводов и предложений, обсуждение с руководителем проделанной части работы, подготовка отчета о практике, презентации, выступления на итоговой конференции.
Практика по получению профессиональных умений и навыков осуществляется в следующих формах:
- самостоятельная работа обучающегося с библиотечным фондом и интернет-ресурсами для поиска и систематизации научных источников, исследований и информации;
- знакомство с деятельностью психолога в образовательных организациях, на производственных предприятиях и пр.
- составление библиографического списка литературы по выбранной теме исследования;
- рецензирование научных трудов;
- проведение конкретных эмпирических исследований по сбору материала;
- подготовка и защита отчетов по практике.
Данная практика является важным звеном в подготовке магистра. Знакомство с основными понятиями организационно-управленческой работы, изучение проблем современной науки; самостоятельное выполнение отдельных разделов тематического исследования, ограниченного, как правило, рамками конкретной научной проблемы магистерской диссертации, способствует повышению компетенции магистров при организации будущей научной деятельности. В процессе практики может уточняться тема магистерской диссертации, определяются общие закономерности и частные противоречия поставленной проблемы, на разрешение которых будет направлено будущее исследование.
|
|
Перед прохождением практики магистрант должен внимательно изучить программу практики, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики.
Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникающим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.
Магистранту рекомендуется совместно с руководителем практики составить на основе программы практики конкретный план прохождения практики.
Магистрант обязан соблюдать правила распорядка учреждения, организации, в которых он проходит практику, вести дневник практики; а по окончании ее – составить отчет о прохождении практики.