Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

«Русские звуки поэзии Кольцова должны
породить много новых мотивов русской
национальной музыки. И придет время,
когда песни Кольцова пройдут в народ и
будут петься на всем пространстве
беспредельной Руси».

В. Г. Белинский

Творческое наследие Кольцова невелико – около 150 стихотворений.

Поэзия Кольцова четко делится на три части:

1) попытки (в основном, до 1835 г.) писать принятым в литературе стилем пушкинской и допушкинской школы;

2) «русские песни»;

3) философские размышления (думы) последних лет.

Из всех трех только второй раздел обеспечил Кольцову прочное место среди классиков. Его благовоспитанные, «образованные» стихи написаны на уровне школьника – ему так никогда и не удалось овладеть формой и нтонацией «образованной» поэзии, в основном потому, что он так вполне и не овладел литературным языком.

Поэт вырос среди степей и мужиков. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем, кровью любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях.

Согласно литературному критику Ю. И. Айхенвальду: «Поэзия Кольцова — это деревня нашей литературы. Из города, из обители культурных утонченностей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Все здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте».

Кольцов ввел в поэзию нового героя – русского крестьянина. Это не просто условные «поселяне», у них уже собственные имена. Это не только Лихач Кудрявич, но и Павел («Женитьба Павла»), Грунюшка («Косарь»), Иван Кузьмич («Пора любви»), Кузьма («Размышления поселянина»). Кольцов показал всю многогранность народного характера – любовь к воле, трудолюбие, жизненную мудрость, весь огромный и многообразный мир человеческих чувств. Искренность поэта, жизненная правдивость его героев, лиризм его песен – все это сделало Кольцова поистине всенародным поэтом. Удивительно точно заметил В.Г. Белинский: «...подражать Кольцову невозможно: легче сделаться таким же, как он, оригинальным поэтом, нежели в чем-нибудь подделаться под него. С ним родилась его поэзия, с ним и умерла ее тайна».

Песням Кольцова нельзя подобрать какой-нибудь «прототип» среди известных фольклорных текстов. Он сам творил песни в народном духе, овладев им настолько, что в его поэзии создается мир народной песни, сохраняющий все признаки фольклорного искусства, но уже и поднимающийся в область собственно литературного творчества. В «русских песнях» поэта ощущается общенациональная основа.

Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые не только скрашивают и наделяют смыслом тяжелый его труд, но и придают особую силу, стойкость и выносливость, охраняют его душу от разрушительных воздействий окружающей реальности.

Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

Поэт Виктор Боков говорил: «Если бы даже не было музыки на его стихи, все равно мы пели бы их про себя - так вольно дышится в них каждому слову, так хочется каждое слово спеть».

Рано почувствовал он бессознательное стремление выражать свои чувства складом русской песни, которая так очаровала его в устах простого народа. Кроме песен, созданных самим народом и потому называющихся «народными», до Кольцова у нас не было художественных народных песен, хотя многие русские поэты и пробовали свои силы в этом роде. Русские песни мог создать только русский человек, сын народа… В песнях и содержание и форма чисто русские. Кольцов родился для поэзии, которую он создал. Он был сыном народа в полном значении этого слова. Быт, среди которого он воспитался и вырос, был тот же крестьянский быт, хотя несколько и выше его. Кольцов вырос среди степей и мужиков. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях. Он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни, - знал их не понаслышке, не из книг, не через изучение, а потому, что сам, и по своей натуре и по своему положению, был вполне русский человек.

Триста композиторов написали музыку на стихи Алексея Кольцова, семьсот песен и романсов создано на его слова. К кольцовским текстам обращались М.Глинка, А.Варламов, А.Даргомыжский, М. Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов и многие другие известные композиторы. На некоторые кольцовские песни музыка писалась от 20 до 30 раз.

По числу стихотворений, положенных на музыку, а также по числу созданных на его стихи музыкальных произведений Кольцов стоит на первом месте после Пушкина.

Целый ряд старинных бытовых романсов на стихи нашего земляка сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить «Соловьем залетным» В.Т.Соколова, «Грусть девушки» А.Л.Гурилева, «Хуторок» и многие другие.

В 1830 году Кольцов пишет стихотворение «Кольцо», поразившее читателей своей самобытностью. У трех композиторов - А.Л.Гурилева, А.Е.Варламова и С.В.Рахманинова - есть романс под названием "Кольцо".

У каждого рода и жанра в поэзии есть своя стилевая система, вне которой она не существует. Это становится в особенности ясным, когда речь заходит о стихах Кольцова, которые стали романсами. Песням-романсам присуща интенсивность в выражении чувства - без этого свойства нет романса. Поэт следовал стилевой традиции жанра. Образцом созданной им песни, ставшей популярным романсом, может служить «Разлука» («На заре туманной юности»).

В 1849 году Кольцов пишет стихотворении «Разлука», о котором поэт Е. Матусовский скажет: «…За одну только песенную строку «На заре туманной юности», от которой замирает сердце, можно считать Алексея Кольцова великим мастером русского стиха». На это стихотворение обратил внимание композитор А. Гурилев. Романс «Разлука» - один из самых проникновенных русских романсов.

Стихотворение «Соловей» стало поэтической основой романса Н.Римского-Корсакова. Композитор прочел его по-своему, он уловил в нем восточный колорит и дал свое название - «Восточный романс». Музыка романса исполнена томительной мечтой о счастье, светлыми поэтическими чувствами.

В годы Великой Отечественной войны по радио часто звучала песня «Хуторок», которую исполняли по заявкам фронтовиков. Слова этой песни, напоминавшие солдатам о мирной жизни, о доме, также принадлежат А.Кольцову.

Пел эту, как называл ее сам Кольцов, «русскую балладу» воронежский учитель Иван Нечаев. Сюжет «Хуторка» вовсе не был вымыслом. Сколько ямщиков во времена Кольцова сгинуло, замерзнув в метель в степи! Сколько не сумело спастись от ножа лихих людей!

Первой спела «Хуторок» любимая сестра Кольцова Анисья. Баллада имела успех и очень понравилась самому поэту.

И вот через 100 лет уже не в купеческом доме Кольцовых - во фронтовых землянках снова и снова хотели слушать «Хуторок». Ведь эта баллада, как и лирические песни довоенной поры, была родным, милым сердцу преданием - оттуда, из мирной жизни.

Из воспоминаний композитора и летописца русской музыкальной жизни Ю.К. Арнольда: «Раз пришел я к Белинскому и застал у него гостя. Это был поэт Кольцов. «Вот Арнольд, сказал Белинский, - вот у кого берите стихи для написания музыки. Если поймете его да угодите под слова, я и впрямь вас почту за того русского…». Я с радостью согласился и просил назначить мне песню. Поэт сконфузился… Однако ж, сказал, что любимое его произведение есть стихи «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». «В неё-то всю душу свою я вложил!» - прибавил он, и глаза у него невольно покрылись влагою». Через день Кольцов уже слушал романс в исполнении композитора и горячо его благодарил.

В песне «Косарь» простой труженик выступает в образе богатыря. Он идет в степь с «косой вострою». Ему давно «гулять по траве степной вдоль и поперек с ней хотелося»:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!..

Создавая такие песни, Кольцов «никогда... не проговаривался против народности - ни в чувстве, ни в выражении» (В.Г. Белинский. О жизни и сочинении Кольцова).

Поэт мужественно призывал к борьбе с лишениями жизни. Герои его наделены энергией, упорством, способностью устоять в беде. В их жалобах нет уныния, бессмысленной покорности, тупого терпения. Они неустанно и настойчиво борются со злосчастиями, обнаруживая при этом громадную силу духа («Размышление поселянина», «Последняя борьба»). Есть у Кольцова цикл стихотворений, рисующих обаятельные образы русских удальцов, будущих бунтарей: («Удалец», «Стенька Разин», «Бегство», «Тоска по воле», «Путь»). Это песни о сильных, энергичных, благородных натурах с ярко выраженным чувством личности. В полном соответствии с духом народных песен, наделяет поэт своих удальцов горячей, страстной тоской о воле, буйной удалью, молодечеством.

Стихи А. В. Кольцова дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.

Новаторство Кольцова явственно обнаруживается в его песнях, в которых повествуется о тяжелых жизненных условиях крестьянина. Поэт сумел рассказать о бедняке с такой душевной скорбью, с таким сочувствием, как никто из его предшественников. Больше того, в ряде кольцовских стихотворений на эту тему уже намечаются те тенденции, которые будут характерны для поэтов-демократов 60- х гг.

Талантливое, самобытное творчество Кольцова стало достоянием каждого грамотного русского человека. Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Они издавались народно-учебными библиотеками, давались в виде приложений к журналам, помещались в хрестоматиях и книгах для чтения. Песни Кольцова издавались огромными тиражами.

Кольцов велик именно тем глубоким постижениям всех мельчайших подробностей русского простонародного быта, тою симпатией к его инстинктам и стремлениям, которыми пропитаны все лучшие его стихотворения. В этом отношении русская литература не представляет личности, равной ему.

Кольцовские песни - с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее - трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа. Прекрасные произведения стали гордостью всей России.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: